Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Анадиплосис

Одним из лучших способов подчеркнуть значение какой-либо мысли или важного образа является повтор. Действительно, в повседневной жизни мы часто прибегаем к этому приёму, проговаривая ещё раз то, на что хочется обратить внимание слушателя. Авторы художественных произведений также используют различные повторы с той же целью. В их распоряжении имеется несколько видов стилистических фигур прибавления, среди которых выделяется анадиплосис.

Это понятие заимствовано из греческого языка и в переводе означает «удвоение, сдвоенность». Анадиплосис (иначе стык, подхват) относится к фигурам речи и представляет собой повторение последнего слова или выражения одного отрезка речи (предложения, стиха и т. д.) в начале или середине другого.

С помощью этой фигуры отдельные фрагменты речи как бы соединяются в единый непрерывный образ. Этим свойством анадиплосиса пользуется в своём лирическом стихотворении К. Д. Бальмонт:

Она пришла ко мне молчащая как Ночь,
Глядящая как Ночь фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая Ночь.

«Как ночь».

Повторяя сравнение в конце одного и середине следующего предложения, поэт указывает на крепкую связь между женской натурой и таинственной ночью.

А. В. Кольцов рисует мрачную картину непогоды, которая благодаря анадиплосису кажется ещё более страшной и безнадёжной:

Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи тёмные.

Вот как с помощью этой фигуры формируется ощущение того, что действие постоянно развивается без перерывов и остановок, в народном творчестве:

Станем-ка, ребята челобитную писать,
Челобитную писать, во Москву посылать.
Во Москву посылать
, царю в руки подавать.

На кресте сидит вольна пташечка,
Вольна пташечка
бор-кукушечка
Высоко сидит, далеко глядит.
Далеко глядит
за сине море.

Целовал он ей руки белые,
Руки белые, пальцы тонкие,
Пальцы тонкие
в золотых перстнях.

Английский поэт Уильям Шекспир в поэме «Ричард II» прибегает к анадиплосису, чтобы показать, как могут меняться чувства и отношениями между людьми:

Так ваша дружба обратится в страх,
Страх
– в ненависть, а ненависть обеим
Заслуженную гибель принесет.

В знаменитом произведении «Ромео и Джульетта» эта фигура речи помогает выразить отчаяние, которое испытывает героиня, умоляя родителя о прощении:

В моем сопротивленье непослушном
Вам и веленьям вашим. Приказал
Отец святой мне на колени пасть,
Прося простить. Простить молю я вас!
Отныне вашей воле я покорна.

Перевод А. Радловой.

Анадиплосис может применяться в тех случаях, когда нужно сосредоточить внимание читателя на важном образе. Так поступает Н. А. Некрасов в стихотворении «Прощание»:

Пиши – прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, –
С могилы
сердца моего!

Как видим, для лирического героя центральным местом становится образ могилы, намекающий на судьбу, которая ожидает его в случае разлуки и одиночества.

А. А. Блок с помощью повтора провозглашает безграничность и бессмертие жизненной энергии, воплощённой в мечтах и весне:

О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю
мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

«О, весна без конца и без краю…»

В некоторых случаях анадиплосис способствует формированию единого образа. Примером тому могут служить строки английского поэта Джорджа Байрона:

The mountains look on Marathon
And Marathon looks on the sea…

«The Isles of Greece».

Перевод:

Горы смотрят на Марафон
И Марафон глядит на море…

Анадиплосис часто можно встретить в религиозных текстах, где повторяющиеся конструкции связывают высказывания и превращают в единую ткань повествования. Яркими примерами такого использования анадиплосиса являются выдержки из Псалтыря:

Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, –
Иерусалим
, устроенный как город, слитый в одно… (121 : 1 – 3)

Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
Помощь моя
от Господа, сотворившего небо и землю. (120 : 1 – 2)

Свойство анадиплосиса привлекать внимание к определённому образу или слову широко используется ораторами, авторами публицистических и философских текстов. Вот отрывок знаменитой речи Мартина Лютера Кинга, произнесённой им в 1963 году:

«Сегодня, друзья мои, несмотря на все проблемы настоящего и грядущего, я говорю вам: «Есть у меня по-прежнему мечтаМечта, что корнями глубокими восходит к американской мечте».

Благодаря анадиплосису здесь подчёркивается связь между мечтой оратора и американскими традициями.
Маргарет Тэтчер в своей речи об управлении государством также пользуется этим приёмом, чтобы обозначить тесную взаимосвязь между различными сферами жизни общества:

«Без здоровой экономики у нас не будет здорового общества, а без здорового общества экономика не надолго останется здоровой».

Анадиплосис фигурирует и в произведениях массовой культуры. Вот монолог императора Коммода из фильма «Гладиатор» 2000 года:

«They call for you: the general who became a slave; the slave who became a gladiator; the gladiator who defied an Emperor. Striking story»

При переводе фигура частично сохраняется:

«Они зовут тебя – генерала, ставшего рабом, раба, ставшего гладиатором, гладиатора, который ослушался императора. Удивительная история».

Мы можем заметить, что удачно употреблённый анадиплосис придаёт речи эффектность, создаёт эффект непрерывности и взаимосвязанности, привлекает внимание к определённым образам и деталям. Неудивительно, что этим приёмом пользуются не только писатели и поэты, но и политики, ораторы, авторы рекламных слоганов и многие другие.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах