Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Щука и Кот» И. Крылов

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
     А сапоги тачать пирожник,
     И дело не пойдет на лад.
     Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
          Он лучше дело всё погубит,
               И рад скорей
          Посмешищем стать света,
     Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
____________
          Зубастой Щуке в мысль пришло
     За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
     Но только вздумала Кота она просить,
          Чтоб взял ее с собой он на охоту,
          Мышей в анбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?»
     Стал Щуке Васька говорить:
     «Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
          Не даром говорится,
          Что дело мастера боится». –
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
          Мы лавливали и ершей». –
«Так в добрый час, пойдем!» Пошли, засели.
          Натешился, наелся Кот
     И кумушку проведать он идет;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, –
          И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил ее обратно в пруд.
          И дельно! Это, Щука,
               Тебе наука:
          Вперед умнее быть
     И за мышами не ходить.

Не позднее мая 1813 г.
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга вторая».

Анализ, мораль басни И. А. Крылова «Щука и кот»

Басни Крылова – яркие бытовые зарисовки, которые охватывают практически все возможные жизненные ситуации. В доступной форме они доносят до читателя, даже до малолетнего, важные истины.

Предположительный год написания басни «Щука и кот» – 1812-й. Опубликование состоялось годом позднее. Ее знаменитые строки уже давно превратились в меткие пословицы. Басня критикует людей, занимающихся не своим делом – самонадеянных бахвалов, которые подвергаются неоправданному риску пострадать и даже погибнуть.

По свидетельству современников, произведение написано по следам военных событий, в ходе которых адмирал П. В. Чичагов не справился с порученной ему М. И. Кутузовым задачей – затруднить наполеоновским войскам отступление в ходе переправы через Березину. Моряк принял начальство над сухопутными войсками. Общественное негодование того времени было так велико, что на адмирала легло даже подозрение в измене. В своем произведении великий русский баснописец мастерски отразил эти настроения, остроумно сведя вместе обитательницу вод и домашнего зверька – зубастых, но таких разных хищников. В результате незадачливая охотница сама стала объектом охоты.

Поэт использует такие выразительные средства:

  • инверсию – «начнет печи (печь) сапожник», «ремесло чужое», «браться любит», «дело всё», «посмешищем стать света», «завистью … ль ее мучил», «вздумала … она просить», «взял… он», «стал Васька говорить», «проведать он идет», обеспечивающую рифмовку;
  • устаревшие формы слов – «завсегда», «лавливали (то есть ловили в прошлом)», «анбар», «печи», обусловленные лексическим набором литературного языка двухсотлетней давности;
  • архаизмы – «осрамиться (опозориться)», «полно» (в значении «довольно, хватит»), «невидаль» (нечто невиданное);
  • просторечные формы сравнительных степеней прилагательных – «упрямей», «вздорней», «скорей»;
  • эпитеты – «разумный совет», «кошачье ремесло», «рыбный стол» – делающие речь яркой и образной;
  • риторический вопрос – «может, лукавый мучил … иль стол наскучил?» – который подчеркивает отсутствие разумных мотивов поступка Щуки;
  • риторические восклицания – «…полно!», «Вот невидаль…!», «В добрый час!», «И дельно!» – создающие эмоциональный фон изложения;
  • перифраз – «лукавый» – иное название нечистой силы (беса);
  • олицетворения – «стол наскучил»;
  • многочисленные обращения – «свет», «кума», «куманек» – которые подчеркивают фамильярный характер отношений персонажей;
  • пословицу – «дело мастера боится» – ее смысл в том, что дело спорится только при условии, что за него берется настоящий мастер;
  • ряды однородных членов предложения – «пошли, засели»; «натешился, наелся, идет»; «умнее быть и не ходить», состоящие почти сплошь из глаголов, наполняющих произведение действием;
  • фразеологизм – «в добрый час» – как пожелание удачи, благополучия, счастливого пути;
  • аллитерацию – «сапожник, пирожник», «спросить иль выслушать … совета» – поэт намеренно использует сходные формы слов и свистящие согласные для создания звукового акцента;
  • метафору – «мучил завистью»;
  • вопросно-ответную форму изложения, так как диалогизация делает речь живой и достоверной;
  • антитезу – «пироги печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», содержащую «перекрестный» смысл.

Значение слова «тачать» требует пояснения – оно означит «шить, изготовлять шитьем» и относится преимущественно к сапожному делу.

Мораль этой басни будет актуальна всегда, так как она касается природы человека, а человеческая натура неизменна. Вывод таков: любому человеку следует найти свою нишу, дело, которое получается делать лучше, чем его делают остальные, а не слепо копировать занятия окружающих, какими бы престижными или привлекательными они не казались.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБасни Крылова
Басни


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах