«Лесная дорога» И. Бунин
В березовом лесу, где распевают птицы,
Где в шелковой траве сквозь тень лучи горят,
Темнеют холмики – могил забытых ряд,
А под березами, как юные черницы,
Смиренно елочки зеленые стоят.Был здесь когда-то скит, как говорят преданья,
И десять девственниц, отрекшись от земли,
В нем приняли обет святого созерцанья,
Держали строгий пост и, как цветы, цвели
Под пенье божьих птиц и странников сказанья.Был здесь дремучий бор, в народе говорят,
Был долгий стан татар, в лесах кипели битвы;
Потом был этот край спокоен и богат,
И древний скудный скит и подвиги молитвы
Забылись, точно сон, уж много лет назад.Немало было снов, – зачем нам помнить их?
И вот опять весна. В лесу все зеленеет,
Лес сенокоса ждет, а небосклон синеет
Меж белых облаков, среди вершин лесных,
И на глазах трава в полдневном зное млеет.Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
Но весело бродить и знать, что все проходит,
Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,
Покуда над землей заря зарю выводит
И молодая жизнь родится в свой черед.Бежит зеленый лес, поют и свищут птицы,
А вон и озеро, песчаный, белый скат…
Пошел! И бубенцы играют и гремят,
В колесах, как лучи, блестят на солнце спицы,
И кружева теней по лошадям скользят…
1902 г.
Анализ стихотворения Бунина «Лесная дорога»
Произведение, датированное 1902 г., открывается жизнерадостной пейзажной картиной. Герой-наблюдатель вдохновенно описывает красоту светлого березняка, пронизанного солнечными лучами и озвученного многоголосым птичьим пением. Упоминание о забытых могилах, теперь кажущихся незаметными холмиками, не разрушает первозданной гармонии лесного уголка. Образ могил диктует особую семантику сравнения: небольшие елочки, растущие среди берез, похожи на смиренных юных монахинь.
Содержание следующих двух пятистиший посвящено фрагментам истории, связанной с изображаемым художественным пространством: отсчет ведется от времени существования монашеского поселения. Здесь жили десять инокинь, скромный быт которых гармонично вписывался в природное окружение. Образ молодых отшельниц уподобляется цветам. Звуковыми атрибутами давно минувшей жизни выступают птичьи трели и старинные сказания благочестивых странников-богомольцев.
Субъект речи лаконично обозначает многочисленные перемены, до неузнаваемости трансформировавшие облик ландшафта: нашествие иноземцев и кровопролитные сражения, сменившиеся спокойным периодом благополучия и довольства.
Мотив забвения, заключающий фрагмент, вызывает в памяти тютчевские строки. Над курганами, свидетелями бурного прошлого, размышляет герой «От жизни той, что бушевала здесь…» Два текста объединяет и философское значение пейзажной зарисовки. Один исход, именуемый огромной «миротворной бездной», уготован для всех смертных в тютчевском варианте. Версия Бунина более позитивна. Ее отличает приподнятый живописный стиль, продиктованный мотивами весеннего торжества. Осознание конечности личного бытия приносит лирическому «я» спокойную радость: частное существование трактуется как слагаемое всеобщего круговорота вещей, залог бессмертия счастья и любви, обеспечивающих появление новых жизней.
Настроению субъекта речи созвучна нарядная картина весенней природы, в которой смыслообразующая роль отводится колоризмам. Свежая зеленая листва в лесу, белые облака на синеющем небе, набирающее силу солнечное тепло – все радует глаз мудрого героя-философа. Изысканного описания удостаиваются даже самые прозаические детали: блестящие спицы колес сравниваются с лучами, а тени, скользящие по спинам лошадей, метафорически уподобляются кружеву.
Автор: Иван Бунин