«Две жизни» А. Кольцов
(Дума)Две жизни в мире есть. Одна светла, горит она, как солнце; В её очах небесный тихий день; В сиянии – святая мысль и чувство; Её живая сила так роскошно Звучит свободной и разумной речью. И это – жизнь земнова духа; Долга она, как Божья вечность… Другая жизнь темна; В её очах – земная грусть и ночь; И спит она сном крепким и мятежным, Таится мысль в её цветистых формах, Но не звучит свободной речью; Наклоннее во тьме она к молчанью. И это – жизнь земнова праха; Кратка она, как блеск звезды падучей…
<1837>
Анализ стихотворения Кольцова «Две жизни»
Стихотворение «Две жизни» написано в 1837 году еще молодым, но уже накопившим литературный и жизненный опыт человеком, познавшим горечь потерь и непонимания близкими людьми. В рамках небольшого стихотворения поэт делает попытку философского обобщения единства и противоположности аспектов духовной жизни человека.
Произведение носит характер рассуждения и относится к жанру философской лирики. Жанр определяет тональность читательского восприятия, а удивительно красивые обороты приковывают внимание.
Композиционно стихотворение разделено на две части, а в основе композиции – контрастность изображения явлений, которые придают метафорический смысл названию. Основные образы стихотворения – отвлеченные философские понятия. Средства художественной выразительности, которые мастерски использует автор, выступают инструментами деления текста на смысловые части, противопоставляющие описываемые явления, это:
- сравнения – «горит, как солнце», «долга, как вечность», «кратка, как блеск звезды»;
- эпитеты – «небесный день», «святая мысль», «живая сила», «свободная речь», «земная грусть», «мятежный сон», «цветистые формы», «земной прах»;
- олицетворения – «сила звучит (этот оборот является также примером катахрезы – сочетания образующих смысловое целое, но несовместимых по значению слов)», жизнь «горит», «мысль таится»;
- эллипсис – «одна (жизнь) светла», « в (ее) сиянии) – призван отсечь все второстепенное при выражении основной мысли автора;
- метафоры – «жизнь духа», «жизнь праха (оборот также является примером оксюморона)»;
- антонимы – «светла – темна», «день – ночь», «звучит – не звучит», «долга – кратка» – без которых невозможно художественное противопоставление;
- умолчания «долга, как вечность … » и «кратка она, как блеск…», оформленные многоточиями, предоставляют читателю возможность сделать собственные выводы и моральный выбор;
- аллитерация – «в сиянии – святая мысль и чувство» – фиксирует внимание читателя на этой, возможно, главной строке стихотворения.
Определение «падучая» является устаревшей формой слова «падающая». Оборот «разумная речь» противопоставлена «цветистым формам», которые в наше время называются демагогией. Оборот «спит крепким сном» означает закрытость для укоров совести, а «земная грусть» – «уныние», один из смертных грехов. Автор использует лексику высокого стиля – «очи», «святая», «небесный», «божья вечность (в значении «вечная жизнь»), что отражает значимость для автора и для читателей обсуждаемой темы.