«Весна (Вот и белые берёзы…)» К. Бальмонт
Вот и белые берёзы,
Развернув свои листы,
Под дождём роняют слёзы
Освежённой красоты.Дождь идёт, а Солнце светит,
Травы нежные блестят,
Эту нежность их заметит,
И запомнит зоркий взгляд.Видя радость единенья
Солнца, влаги, и стеблей,
Дух твой будет как растенье,
Взор засветится светлей.И войдёт в твои мечтанья
Свежесть пышной новизны.
Это – счастие, свиданье,
Праздник Солнца и Весны!
Сборник «Литургия красоты» (1905). Раздел «Праздник сердца».
Анализ стихотворения Бальмонта «Весна»
Стихотворение «Весна» датируется 1905 годом. Наполненное светом и радужными каплями произведение передает особое настроение, в нем есть предчувствие поэтом чуда, которое может свершиться только весной.
Он использует следующие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «березы роняют слезы», «заметит и запомнит взгляд», «взор засветится», «свежесть войдет» – при помощи которых поэт приближает к читателю каждое явление действительности;
- эпитеты – «освеженная красота», «нежные травы», «пышная новизна», «зоркий взгляд» – создают образную картину мира;
- инверсию – «травы нежные», «дух твой», «заметит и запомнит взгляд», «войдет свежесть» – которая формирует ритмическую ткань произведения, создает необходимые акценты;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «заметит, запомнит зоркий взгляд» и использование однокоренных слов «засветится светлей» – она позволяет зафиксировать внимание, обостряет восприятие текста;
- метафоры – «слезы красоты», «радость единенья», «свежесть новизны», «праздник Солнца и Весны»;
- ряды однородных членов предложения – «единенья, солнца, влаги и стеблей», «счастие, свиданье, праздник» – исчерпывающе точно описывают природу и авторское настроения;
- сравнение – «дух … как растенье» – делает акцент на росте, движении ввысь;
- синонимы – «взгляд», «взор»;
- риторическое восклицание – «Это – счастие!..» – отражает глубину переживаний поэта, обозначают его позицию, его ценности;
- антитезу – «День идет, а Солнце светит» – отражает незыблемый характер миропорядка;
- лексику высокого стиля, устаревшие формы слов – «листы», «взор», «счастие», «единенье», «влага», «дух» – придающую произведению несколько патетический характер.
Встречу весны поэт уподобляет долгожданному свиданию с любимой женщиной. Написание существительных с прописных букв подчеркивает планетарный масштаб чувств экзальтированного автора. А оборот «И березы … роняют слезы…» говорит о том, что, видимо, он, до глубины души тронутый красотой родной природы, расчувствовался и сам.
Поэт приглашает всех разделить с ним открытие мира. Картины весны обещают возрождение, новизну чувств и восприятия жизни, заставляют мечтать и пробуждают надежды. Но не только возрождение природы замечает поэт – он призывает своих читателей к высотам духа, духовному росту.