Пеон
Понятие «пеон» (или «пэон») пришло из античной квантитативной метрики, учитывающей протяжённость и ритмическое ударение в стихе. Оно происходит от древнегреческого слова «paion» (или «paian»), что означает «гимн Аполлону». Под этим термином понималась стопа, состоящая из пяти мор. Морой древние поэты называли промежуток времени, за который можно произнести краткий слог. Длительность долгого слога составляла две моры.
Всего было выделено четыре вида стоп – I, II, III и IV пеоны. Номер каждому был присвоен в зависимости от того, на каком месте в стопе располагается долгий слог. Покажем наглядно схему каждого пеона.
- «!» – долгий слог,
- «_» – краткий слог.
- Пеон I: ! _ _ _
- Пеон II: _ ! _ _
- Пеон III: _ _ ! _
- Пеон IV: _ _ _ !
До некоторого времени такие стопы не применялись в русском силлабо-тоническом стихосложении. Теоретики силлаботоники М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский перенесли из античной системы только двух– и трёхсложные метры. Однако скоро обнаружилось, что во многих произведениях используются и четырёхсложные стопы. Поэтому в 1817 году исследователь русской, греческой и латинской словесности Д. П. Самсонов ввёл и описал пеон I – стопу, состоящую из четырёх слогов с ударением на первом из них. Д. Н. Цертелёв, российский поэт и литературный критик, в это же время изучал пеон III как особенность русского народного стиха. Так понятие четырёхсложного метра закрепилось в отечественном литературоведении до конца XIX века.
В начале XX века разворачивается дискуссия о существовании пеона как отдельного размера. Мнения авторов и исследователей разделяются на два направления. Одни считали пеон вспомогательным элементом в стихосложении, образованным посредством сочетания ямба либо хорея с пиррихием (пропуском ударения в двухсложной стопе). Другие авторы, например, А. Белый, Г. А. Шенгели, В. Я. Брюсов, настаивали на самостоятельности четырёхсложника, которым может быть написано целое произведение. Советский литературовед Б. В. Томашевский отказывал пеонам в этом статусе, а В. Е. Холшевников, наоборот, указывал на выраженное «ритмическое своеобразие» стихов, основанных на этом размере. Следует отметить, что единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.
Здесь мы будем рассматривать пеон как самостоятельный размер и покажем на примерах из русской литературы, как он применялся в различные эпохи.
Пеон I
Это четырёхсложный метр, ударение в котором падает на первый слог. Стопа пеона I выглядит как одна стопа хорея, дополненная двумя безударными слогами.
- Схема стопы: ! _ _ _
Примером пеона I являются знаменитые строки из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Придорожные травы». Приведём два первых четверостишия:
Спите, полу|мёртвые у|вядшие цве|ты,
Так и не уз|навшие рас|цвета красо|ты,
Близ путей за|езженных взро|щённые. Твор|цом,
Смятые не|видевшим тя|жёлым коле|сом.
В час, когда все |празднуют рож|дение вес|ны,
В час, когда сбы|ваются не|сбыточные| сны,
Всем дано бе|зумствовать, лишь |вам одним нель|зя,
Возле вас рас|кинулась за|клятая сте|зя.
Это произведение интересно тем, что здесь каждая стопа является четырёхсложником (последняя состоит из одного ударного слога, тем не менее считается полноценной стопой), а не сочетанием пеона и какого-либо другого метра.
Вот ещё один пример употребления пеона I:
Это отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем…». Основной размер здесь четырёхстопный хорей, но иногда встречаются и четырёхсложные стопы пеона I. Заметим, что в пятой и восьмой строке также видим четырёхсложные стопы. Это пеон III.
Пеон II
Этот метр представляет собой четырёхсложную стопу с ударением на втором слоге. Пеон II выглядит как одна стопа ямба, за которой следует пиррихий.
- Схема стопы: _ ! _ _
Пожалуй, самым известным примером применения пеона II является стихотворение Роберта Ивановича Рождественского «Мгновения»:
Здесь видим, что пеон II сочетается с ямбом.
Пеон III
Пеон III – это четырёхсложная стопа, ударение в которой падает на третий слог, как если бы она состояла из пиррихия и стопы хорея.
- Схема: _ _ ! _
Примеры этой стопы указаны выше. Приведём ещё один отрывок из того же стихотворения А. С. Пушкина, где имеются стопы пеона III:
Здесь же можем видеть две стопы пеона I. Они находятся во второй и пятой строке фрагмента. Также стоит заметить, что пеон III в этом отрывке гармонично соседствует с хореем.
Пеон IV
Данный метр представляет собой стопу из четырёх слогов, последний из которых является ударным. Стопа пеона IV напоминает сочетание пиррихия и стопы ямба.
- Её схема выглядит так: _ _ _ !
Ярким примером употребления пеона IV является строфа XII главы VIII романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:
Помимо этих произведений следует упомянуть такие стихотворения В. Я. Брюсова, как «Веретёна», «Буря с берега», «Уединённый остров» и др. (сборник «Опыты по метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам»). В них обыгрываются различные виды пеонов. Эти работы – прекрасный пример новаторства и экспериментов поэта с метрами, размерами и другими характеристиками стихов.
Обратим внимание, что, несмотря на непрекращающуюся дискуссию о сущности пеона, этот размер всё равно активно используется авторами, в том числе и современными поэтами, такими как И. А. Бродский, Б. Рыжий и другие. Применение четырёхсложных стоп нарушает привычный для силлаботоники ритм, создаёт интересные сочетания звуков, привносит в строки эмоциональность, непредсказуемость и иные оттенки.