Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Михаил Ломоносов

«Разговор с Анакреоном» М. Ломоносов

Анакреон
Ода I

Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
Я гусли со струнами
Вчера переменил
И славными делами
Алкида возносил;
Да гусли поневоле
Любовь мне петь велят,
О вас, герои, боле,
Прощайте, не хотят.

Ломоносов
Ответ

Мне петь было о нежной,
Анакреон, любви;
Я чувствовал жар прежней
В согревшейся крови,
Я бегать стал перстами
По тоненьким струнам
И сладкими словами
Последовать стопам.
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.

Анакреон
Ода XXIII

Когда бы нам возможно
Жизнь было продолжить,
То стал бы я не ложно
Сокровища копить,
Чтоб смерть в мою годину,
Взяв деньги, отошла
И, за откуп кончину
Отсрочив, жить дала;
Когда же я то знаю,
Что жить положен срок,
На что крушусь, вздыхаю,
Что мзды скопить не мог;
Не лучше ль без терзанья
С приятельми гулять
И нежны воздыханья
К любезной посылать.

Ломоносов
Ответ

Анакреон, ты верно
Великой философ,
Ты делом равномерно
Своих держался слов.
Ты жил по тем законам,
Которые писал,
Смеялся забобонам,
Ты петь любил, плясал;
Хоть в вечность ты глубоку
Не чаял больше быть,
Но славой после року
Ты мог до нас дожить;
Возьмите прочь Сенеку,
Он правила сложил
Не в силу человеку,
И кто по оным жил?

Анакреон
Ода XI

Мне девушки сказали:
«Ты дожил старых лет»,
И зеркало мне дали:
«Смотри, ты лыс и сед».
Я не тужу ни мало,
Еще ль мой волос цел.
Иль темя гладко стало,
И весь я побелел;
Лишь в том могу божиться,
Что должен старичок
Тем больше веселиться,
Чем ближе видит рок.

Ломоносов
Ответ

От зеркала сюда взгляни, Анакреон,
И слушай, что ворчит, нахмурившись, Катон:
«Какую вижу я седую обезьяну?
Не злость ли адская, такой оставя шум,
От ревности на смех склонить мой хочет ум?
Однако я за Рим, за вольность твердо стану,
Мечтаниями я такими не смущусь
И сим от Кесаря кинжалом свобожусь».
Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок,
Катон старался ввесть в республику порядок;
Ты век в забавах жил и взял свое с собой,
Его угрюмством в Рим не возвращен покой;
Ты жизнь употреблял как временну утеху,
Он жизнь пренебрегал к республики успеху;
Зерном твой отнял дух приятной виноград,
Ножем он сам, себе был смертный супостат;
Беззлобно роскошь в том была тебе причина,
Упрямка славная была ему судьбина;
Несходства чудны вдруг и сходства понял я,
Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

Анакреон
Ода XXVIII

Мастер в живопистве первой,
Первой в Родской стороне,
Мастер, научен Минервой,
Напиши любезну мне.
Напиши ей кудри черны,
Без искусных рук уборны,
С благовонием духов,
Буде способ есть таков.

Дай из роз в лице ей крови
И как снег представь белу,
Проведи дугами брови
По высокому челу,
Не сведи одну с другою.
Не расставь их меж собою,
Сделай хитростью своей,
Как у девушки моей;

Цвет в очах ея небесной,
Как Минервин, покажи
И Венерин взор прелестной
С тихим пламенем вложи,
Чтоб уста без слов вещали
И приятством привлекали
И чтоб их безгласна речь
Показалась медом течь;

Всех приятностей затеи
В подбородок умести
И кругом прекрасной шеи
Дай лилеям расцвести,
В коих нежности дыхают,
В коих прелести играют
И по множеству отрад
Водят усумненной взгляд;

Надевай же платье ало
И не тщись всю грудь закрыть,
Чтоб, ее увидев мало,
И о прочем рассудить.
Коль изображенье мочно.
Вижу здесь тебя заочно,
Вижу здесь тебя, мой свет;
Молви ж, дорогой портрет.

Ломоносов
Ответ

Ты счастлив сею красотою
И мастером, Анакреон,
Но счастливей ты собою
Чрез приятной лиры звон;
Тебе я ныне подражаю
И живописца избираю.
Дабы потщился написать
Мою возлюбленную Мать.

О мастер в живопистве первой,
Ты первой в нашей стороне,
Достоин быть рожден Минервой,
Изобрази Россию мне,
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу;

Потщись представить члены здравы,
Как должны у богини быть,
По плечам волосы кудрявы
Признаком бодрости завить,
Огонь вложи в небесны очи
Горящих звезд в средине ночи,
И брови выведи дугой,
Что кажет после туч покой;

Возвысь сосцы, млеком обильны,
И чтоб созревша красота
Являла мышцы, руки сильны,
И полны живости уста
В беседе важность обещали
И так бы слух наш ободряли,
Как чистой голос лебедей,
Коль можно хитростью твоей;

Одень, одень ее в порфиру,
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец;
О коль изображенье сходно,
Красно, любезно, благородно,
Великая промолви Мать,
И повели войнам престать.

Между 1756 и 1761 гг.

Анализ стихотворения Ломоносова «Разговор с Анакреоном»

Стихотворение «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносов окончательно доделал в 1761 году – до этого поэт многократно перерабатывал и дополнял текст в течение 1750-1761 гг. Произведение явилось своеобразным диалогом с собратом по перу и поэтическим соревнованием с ним. И надо признать, что первенство в этом состязании принадлежит великому русскому мыслителю.

Произведение «Разговор с Анакреоном» является переложением четырех его од, эстетическим манифестом (по жанру) и стихотворным ответом Михаила Васильевича древнему поэту. Возможно, точный перевод песен (од) невозможен, но их литературные переложения, несомненно, являются крупным вкладом в развитие русской словесности и формируют так называемую русскую анакреонтическую лирику.

Оригинальные стихи Анакреона характеризуются простотой восприятия мира, самоиронией и размеренностью строя. Основное содержание од – роль и предназначение поэта, размышления о смысле жизни, любовь к Родине, воспевание радостей жизни.

Основной прием Ломоносова в первой оде – противопоставление. Анакреон объявляет, что оставляет гражданскую тему ради любовной, Ломоносов – напротив: слава героев для него более значима. Во второй оде Ломоносов отдает дань последовательности Анакреона, его жизнелюбию, отмечает его посмертную славу. Эту же тему поэт продолжает и в третьей оде, противопоставляя Катона Старшего, строгого моралиста и стоика, Анакреону, и отказывается становиться его судьей. Четвертую оду, в отличие от Анакреона, описывающего женские прелести, Ломоносов посвящает родине. Поэт излагает свое представление о символическом портрете России.

Средства художественной выразительности, которые использует Ломоносов: эпитеты – «нежная любовь», «сладкие слова», «геройский шум», «любовны мысли», «сердечная нежность», «вечная слава», «великой философ», «глубока вечность», «седая обезьяна», «адская злость», «смертный супостат (смертельный враг)», «приятной звон», «возлюбленная (любимая) Мать», «ясность отрады», «небесны очи»; метафоры – «жар крови», «слава героев», «делом … держался слов», «правила сложил», «признаком бодрости… завить», «вложи огонь», «очи звезд», «туч покой»; синекдоха – «последовать стопам», «бегать перстами», «дожить славой», «освобожусь кинжалом», «возвращен покой», «полны живости уста», «распрям предписать конец»; эллипсис – «я чувствовал жар прежней (страсти)… в крови»; лексический повтор – «я чувствовал…., я бегать стал…., …нежности я не лишен», «Одень, одень ее…»; риторические вопросы – «…и кто по оным (по ним) жил?», «Какую вижу я … обезьяну?»; олицетворения – «злость, оставя шум, хочет склонить»; «струны, не возмущайте»; инверсию – «в вечность ты глубоку», «своих держался слов», «мечтаниями я такими…»; авторские неологизмы – «упрямка (упрямство)», «угрюмство (угрюмый, строгий нрав)»; сравнения – «ободряли, как голос лебедей», «брови …дугой»; перифраз – «Россия – возлюбленная Мать».

Длинные ряды однородных членов предложения – «жил, смеялся, петь любил, плясал, не чаял быть, мог дожить», «роскошен, весел, сладок», «сходно, красно, любезно, благородно» – помогают создать яркие запоминающиеся образы, точнее описать чувства и украшают текст.

В тексте много старославянизмов – «персты», «стопы», «чело», «глава», «млеко», «сосцы», «очи», «уста», «чаять (надеяться)». Малоупотребительные обороты объясняются таким образом: «забобоны» – «предрассудки», «потщился» – «постарался», «члены здравы» – «здоровое тело», «порфира» – «пурпурная мантия, символ власти монарха», «возвысь» – «увеличь».

В целом же поэт проводит идею гражданского служения, провозглашает веру в будущее великого русского народа и прославляет Отчизну.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах