Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Суриков

«Садко у морского царя» И. Суриков

1

Едет Садко-купец на своих кораблях
По широкому синему морю;
Расходилась вдруг буря на синих волнах
Ко великому Садкину горю.

Ходит буря, ревёт, корабли набок гнёт,
Паруса рвёт на мелкие части,
За волною волна в синем море встаёт,
И трещат корабельные снасти.

Струсил Садко-купец пред бедою такой
И поник головою в кручине:
Не придётся, знать, Новгород видеть родной,
А придётся погибнуть в пучине.

Говорит он дружине своей удалой:
«Много лет мы по морю ходили,
А морскому царю дани мы никакой
За проход кораблей не платили.

Знать, за это на нас рассердясь, царь морской
Причинить хочет злое нам горе.
Вы берите бочонок с казной золотой
И бросайте его в сине море».

И дружина бочонок с казной золотой
В волны синего моря кидает…
Волны, пенясь, кипят над морской глубиной,
Корабли,точно щепки, швыряет…

Видит Садко, что море всё больше бурлит,
Всё сильней и сильнее клокочет,
И дружине своей удалой говорит:
«Видно, царь головы данью хочет!

Так даваюе же, братцы, кидать жеребья –
Кому жертвою быть синю морю;
Если ваш, то быть вам, если мой – буду я,
И кидайте меня – не поспорю».

Все берут жеребья, Садке в шапку кладут,
Садко в море с своим их кидает.
Жеребья всей дружины не тонут – плывут,
Только Садкин ко дну упадает.

«Выпал жеребий мой морю жертвою быть,
Заплатить дань своей головою;
Без меня к Новугороду, братцы, вам плыть,
Увидаться с сторонкой родною.

Посадите меня на дубовой доске,
Дайте гусли мои золотые,
На дубовой доске и с гуслями в руке
Опустите на волны морские».

На дубовой доске посадили его
И на синее море спустили:
Не взял Садко с собою добра ничего,
С ним одни его гусельки были.

И затихла вдруг буря на синих волнах,
Улеглася морская пучина.
И без Садки-купца на его кораблях
Понеслася по морю дружина.

2

На морской глубине, в светлом царском дворце
Ходят рыбы-киты и дельфины
И седые усы у царя на лице
Очищают от грязи и типы.

С неба солнца лучи светят в царский дворец,
Зажигают огни-изумруды.
Вот в палаты царя входит Садко-купец,
За плечом у него звонкогуды.

«А! здорово, дружище! давно тебя ждём, –
Молвил Садке морской царь, зевая,
Рот широко раскрыв и зубчатым жезлом
Прочь придворных своих отгоняя. –

Много лет ты возил на своих кораблях
Нашим морем без дани богатство, –
Так за это потешь ты игрой на гуслях
Нашу царскую милость в приятство».

Садко кудри с лица прочь рукою отвёл,
Взял он гусли свои звонкогуды,
И придворных царя смелым взглядом обвёл
И подумал себе: «Да, не худы!»

«Ладно! – молвил царю, – я потешить непрочь
Вашу царскую милость игрою».
И хватил по струнам во всю русскую мочь –
Моря гладь заходила волною.

Царь ладонями уши закрыл и кричит!
«Что за чёрт, за игра за такая?
Она царский наш слух нам совсем оглушит,
Это шутка для нас, брат, плохая!»

Садко руку отвёл, замирает струна,
Звуки тихие чуть издавая, –
Над морской глубиной улеглася волна,
Перед солнцем горя и сверкая.

Точно муха, кружась, зацепляет струну,
Точно мошки, жужжа, где-то вьются,
Точно капли дождя тихо бьют о волну, –
Звуки стройные, чудные льются.

Точно кто-то, рыдая, глубоко скорбит
О потерянном счастье когда-то,
Точно тихая речь чья-то грустно звучит
О погибшей любви без возврата.

И под звуки игры у морского царя
Голова наклонилась седая;
Хороша, как поутру на небе заря,
Загрустилась царица морская.

Ей припомнился Новгород вольный, родной,
Её девичья вышка-светлица,
Что стояла над Волховом, быстрой рекой.
И рыдает морская царица.

Загубил её век – золотые деньки –
Сын боярский, свенчавшись с другою;
Она бросилась в Волхов-реку от тоски,
Да и стала царицей морскою.

И придворные все, рот разинув, ревут,
Точно горе какое стряслося,
И из рыбьих их глаз слёзы льются, текут:
Всласть впервой им поплакать пришлося.

Садко дёрнул плечом и кудрями тряхнул –
И забегали пальцы быстрее,
И от струн побежал одуряющий гул,
Звуки льются живей и живее.

Точно дождик шумит, точно скачет волна,
Ударяясь о берег скалистый,
Зазвенела морская кругом глубина,
Понеслись гоготанье и свисты.

Ошалел царь морской, головою трясёт,
Плечи сами собой так и ходят,
И руками вертит, и ногами толчёт,
И, моргая, глазами поводит.

Скачет царь водяной, ходит фертом кругом,
И полой своей шубы он машет,
По хрустальным палатам вертится вьюном,
Приседает и с присвистом пляшет.

Садко день проиграл, проиграл и другой –
Звуки прыгают, скачут, дробятся;
Всё сильней и сильней пляшет царь водяной,
Так что начал дворец весь шататься.

Над морской глубиной волны, пенясь, кипят
И, свистя, друг на друга несутся,
И трещат корабли, мачты в воду летят,
Крики, стоны кругом раздаются.

Корабельщики все пред бедою такой
Затужились о ждущей их доле,
Что придётся погибнуть им в глуби морской,
И взмолились святому Николе.

3

Два дня Садко играл и играет ещё,
На щеках разгорелся румянец…
Кто-то Садку рукой тихо дёрг за плечо…
Глядь – стоит перед ним седой старец.

Старец стал невидим. Садко струны рванул –
На гуслях точно струн не бывало,
И замолк под водою рокочущий гул,
И в палатах царя тихо стало,

Перестал царь морской и скакать и плясать,
Говорит так он Садке с грозою:
«Что ж ты, Садко, умолк, или нас потешать
Не желаешь ты больше игрою?»

– «Я бы тешить непрочь, да ведь как же мне быть, –
На губах наиграешь не много…
Царь, порвались все струны, других захватить
Не пришло мне в умишко убогой».

– «Делать нечего, вижу, вина не твоя,
А хотелось ещё поплясать бы, –
Уж утешил бы всех своей пляскою я,
А особенно в день твоей свадьбы.

За игру твою, Садко, хочу наградить,
За большую услугу такую:
Я хочу тебя, Садко, на дочке женить,
Из царевен облюбишь какую».

– «Нет уж, батюшка царь, не изволь награждать, –
Награжденье твоё – мне кручина,
Мне царевна морская женой не под стать, –
Я простой новгородский людина.

Для простого людина мне честь велика –
Взять женою царевну морскую.
Подопью иногда, раззудится рука –
Ни за что твою дочку отдую.

За царевною нужен великий уход,
Обувать, одевать – нужны слуги,
А для этого скуден мой будет доход, –
Не возьму твою дочку в супруги.

Царь, мне надо жену вот такую бы взять,
Чтобы с ног сапоги мне снимала;
Как побью иногда, чтобы стала молчать,
Говорить предо мной не дерзала.

Чтобы делала то, что ей делать велю,
Моему не перечила б нраву;
Дай ты в жёны мне лучше прислугу твою,
Некрасивую девку Чернаву».

И женил его царь на Чернаве рябой,
На нечёсаной девке косматой;
Сорок бочек казны за Чернавой-женой
Дал в приданое царь тороватый.

После свадьбы лёг Садко в палатах царя,
От жены молодой отвернулся,
И как только поутру зажглася заря,
В Новегороде вольном проснулся,

И над Волховом, быстрой рекою, стоит,
Недалёко от дома родного,
И пред ним сорок бочек с казною лежит,
Награжденье царя водяного.

Вот и Садки суда принеслись по волнам,
Удивленье дружине – загадка,
Что за чудо такое? – не верят глазам –
Как ни в чём не бывал, стоит Садко.

1872 г.
Из поэмы «Садко».

Анализ стихотворения И. З. Сурикова «Садко у морского царя»

Древнерусская литература многим кажется чем-то ненужным и замшелым, малопонятным. Между тем мы совершенно не представляем себе, как жили наши далекие предки, о чем они мечтали и тревожились. Богатейший былинный эпос Древней Руси отражал определенные социальные идеалы. А былинная Русь является идеализированным историческим прошлым, память о котором народ, оберегавший свою честь и достоинство, пронес сквозь века.

Стихотворение «Садко у морского царя» – это талантливая стилизация под новгородскую былину, которая повествует о ставшем купцом гусляре Садко, нажившим несметное богатство. Тем не менее купец проиграл в неравной битве с Новгородом за первенство.

В рамках произведения, естественно включающего фантастический вымысел, не чувствуется романтика дальних странствий на торговых кораблях: гусляр-купец почти сразу же попадает на морское дно и оказывается перед непростым выбором. Былинный рассказ полон драматических подробностей. Суриков изображает реального совестливого человека, в критической ситуации разделяющего судьбу своих товарищей. В глубине души понимая, что подвигу нет альтернативы, герой пытается откупиться.

Былинное действие разворачивается спокойно и неторопливо: многочисленные случаи инверсии, повторы включены автором не по причине бедности языка, а как средство поэтической выразительности, придания торжественности и величавости. Описывая действия главного героя, Иван Захарович создает акцент не только на его жертвенности, терпении и покорности судьбе, но и находчивости и потрясающей выдержке перед лицом смерти. Исполнительское искусство Садко заставляет хладнокровных во всех смыслах обитателей подводного мира испытать широчайшую гамму чувств, вспомнить том, что у каждого есть сердце.

Проблема, поставленная автором – преодоление себя в непростых жизненных обстоятельствах, которое хотя бы раз в жизни приходится совершить каждому человеку. Автор доносит до нас мысль, что настоящий герой не тот, кому не страшно, а тот, умеет преодолевать этот страх и в конце концов одерживает победу – прежде всего над собой.

Ряд слов и выражений требуют комментариев. «Казна» – в контексте речи деньги. «Дань» – побор, подать, которую взимали за покровительство или оказание услуги зависимому человеку или государству. «Головы хочет» – то есть ждет человеческой жертвы. «Ходить фертом» – ходить, уставив руки в бока, щеголять, красоваться, танцуя. «Тороватый» – в контексте речи – щедрый.

Произведение заставляет задуматься о реализации вековой мечты русского человека о счастье. Морской царь мог бы одарить героя стихотворения бессчетным богатством, но тот помышляет только о возвращении в милые сердцу родные края. Под декламацию такого произведения хорошо размышлять о национальных особенностях нашего народа, «русской мочи» и событиях далекой и поучительной истории. Оно мотивирует человека дерзать и преодолевать обстоятельства, кажущиеся непреодолимыми, ценить жизнь и любить свою Родину.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах