«Безвестен я. Я вами не стяжал…» Н. Некрасов
* * * Безвестен я. Я вами не стяжал
Ни почестей, ни денег, ни похвал,
Стихи мои, – плод жизни несчастливой,
У отдыха похищенных часов,
Сокрытых слез и думы боязливой;
Но вами я не восхвалял глупцов,
Но с подлостью не заключал союза,
Нет! свой венец терновый приняла,
Не дрогнув, обесславленная Муза
И под кнутом без звука умерла.
1855 г.
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Безвестен я…»
Стихотворение написано в 1855 году в период реакции, наступившей после событий французской революции, в период мрачного безвременья, когда усилились преследования передовой журналистики и литературы. Правда, говоря о собственной безвестности, автор слегка лукавит: к 1855 году Н. А. Некрасов уже зарекомендовал себя как успешный коммерсант и издатель популярного журнала «Современник», чутко реагирующего на общественные запросы.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «почестей, денег, похвал»; «жизни, часов, слез, думы»; «не восхвалял, не заключал»; «приняла и умерла»;
- риторическое восклицание – «Нет!» – подчеркивающее накал чувств лирического героя;
- метафору – «вами не стяжал (не приобрел благодаря вам)», «плод жизни»;
- метонимию – «умерла под кнутом» – придающую тексту зримую образность, экспрессию;
- инверсию – «безвестен я», «жизни несчастливой», «думы боязливой», «венец терновый», «приняла Муза» – для создания акцента на ключевом слове;
- олицетворения – «боязливая дума», «похищенные у отдыха часы», «не заключал союза с подлостью (не подличал)»;
- перифраз – «приняла терновый венец» – приняла страдания, подверглась гонениям, преследованиям – отсылка к венку из колючих растений, который был возложен на голову Иисуса Христа во время поругания;
- эпитет – «обесславленная Муза»;
- синтаксический параллелизм – «но не восхвалял … глупцов, но не заключал союза…»;
- лексику высокого стиля – «стяжал», «приняла венец» – для придания изложению торжественности, обозначения значимости описанных событий.
В контексте речи Муза – одновременно и покровительница искусств вообще, и источник творческого вдохновения автора в частности. В данном произведении она стала полноправным персонажем из плоти и крови, со своим характером и судьбой.
Стихотворение является попыткой самоанализа поэта, отчетом самому себе в том, насколько он честен перед собой и перед читателем, не совершал ли он сделок с совестью. Автор сознается, что ему нелегко даются его творения – журналистская работа и общественная борьба отнимают массу времени, доставляют страдания и лишают возможности добиться личного счастья. Обращением к собственным стихам автор наделяет их особой силой, считая мощным инструментом воздействия на умы.
Условно-романтический «кнут» в произведении устойчиво ассоциируется с темой цензуры.