Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Николай Некрасов

«Безвестен я. Я вами не стяжал…» Н. Некрасов

* * *

Безвестен я. Я вами не стяжал
Ни почестей, ни денег, ни похвал,
Стихи мои, – плод жизни несчастливой,
У отдыха похищенных часов,
Сокрытых слез и думы боязливой;
Но вами я не восхвалял глупцов,
Но с подлостью не заключал союза,
Нет! свой венец терновый приняла,
Не дрогнув, обесславленная Муза
И под кнутом без звука умерла.

1855 г.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Безвестен я…»

Стихотворение написано в 1855 году в период реакции, наступившей после событий французской революции, в период мрачного безвременья, когда усилились преследования передовой журналистики и литературы. Правда, говоря о собственной безвестности, автор слегка лукавит: к 1855 году Н. А. Некрасов уже зарекомендовал себя как успешный коммерсант и издатель популярного журнала «Современник», чутко реагирующего на общественные запросы.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «почестей, денег, похвал»; «жизни, часов, слез, думы»; «не восхвалял, не заключал»; «приняла и умерла»;
  • риторическое восклицание – «Нет!» – подчеркивающее накал чувств лирического героя;
  • метафору – «вами не стяжал (не приобрел благодаря вам)», «плод жизни»;
  • метонимию – «умерла под кнутом» – придающую тексту зримую образность, экспрессию;
  • инверсию – «безвестен я», «жизни несчастливой», «думы боязливой», «венец терновый», «приняла Муза» – для создания акцента на ключевом слове;
  • олицетворения – «боязливая дума», «похищенные у отдыха часы», «не заключал союза с подлостью (не подличал)»;
  • перифраз – «приняла терновый венец» – приняла страдания, подверглась гонениям, преследованиям – отсылка к венку из колючих растений, который был возложен на голову Иисуса Христа во время поругания;
  • эпитет – «обесславленная Муза»;
  • синтаксический параллелизм – «но не восхвалял … глупцов, но не заключал союза…»;
  • лексику высокого стиля – «стяжал», «приняла венец» – для придания изложению торжественности, обозначения значимости описанных событий.

В контексте речи Муза – одновременно и покровительница искусств вообще, и источник творческого вдохновения автора в частности. В данном произведении она стала полноправным персонажем из плоти и крови, со своим характером и судьбой.

Стихотворение является попыткой самоанализа поэта, отчетом самому себе в том, насколько он честен перед собой и перед читателем, не совершал ли он сделок с совестью. Автор сознается, что ему нелегко даются его творения – журналистская работа и общественная борьба отнимают массу времени, доставляют страдания и лишают возможности добиться личного счастья. Обращением к собственным стихам автор наделяет их особой силой, считая мощным инструментом воздействия на умы.

Условно-романтический «кнут» в произведении устойчиво ассоциируется с темой цензуры.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийКороткие стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах