«Бессонница» А. Апухтин
Проходят часы за часами
Несносной, враждебной толпой…
На помощь с тоской и слезами
Зову я твой образ родной!Я всё, что в душе накипело,
Забуду, – но только взгляни
Доверчиво, ясно и смело,
Как прежде, в счастливые дни!Твой образ глядит из тумана;
Увы! заслонен он другим –
Тем демоном лжи и обмана,
Мучителем старым моим!Проходят часы за часами…
Тускнеет и гаснет твой взор,
Шипит и растет между нами
Обидный, безумный раздор…Вот утра лучи шевельнулись…
Я в том же тупом забытьи…
Совсем от меня отвернулись
Потухшие очи твои.
Анализ стихотворения А. Н. Апухтина «Бессонница»
Произведение А. Н. Апухтина «Бессонница» ярко отражает кризис отношений с любимым человеком. В рамках этого стихотворения поэту изменяет его искрометное чувство юмора, исчезает ироничный настрой, но сквозящее в стихах отчаяние не лишает произведение тонкого лиризма.
А. Н. Апухтин использует следующие средства художественной выразительности:
- инверсию – «проходят часы», «зову я», «образ родной», «мучитель старый мой», «тускнеет и гаснет взор», «утра лучи», «отвернулись … очи твои», которая, сосредоточивая внимание читающего на последнем слове каждого словосочетания, усиливает чувство безысходности и уныния;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «часы за часами несносной», «слезами зову … образ» – создающую звуковой акцент;
- многочисленные умолчания – «проходят часы… толпой…» – поэт не договаривает о тяжелых мучительных мыслях, текущих параллельно со временем, «… растет раздор…» – намек на то, что ситуация ссоры еще более обостряет отношения, загоняет людей в угол; «…я в забытьи…» – оборот обозначает растерянность лирического героя, его невозможность сосредоточиться;
- метафоры – «проходят толпой», «демон лжи и обмана, старый мучитель» – поэт отсылает читателя к истории своих сложных личных отношений;
- риторические восклицания – «с тоской …зову …образ родной!», «… взгляни, как прежде …!», «Увы!» «… заслонен мучителем … моим!» – говорят о значимости, которую придает отношениям лирический герой, видимо, ассоциированный с самим автором;
- ряд однородных членов предложения – «доверчиво, ясно и смело»;
- эпитеты – «враждебная, несносная толпа», «родной образ», «счастливые дни», «безумный раздор», «тупое забытье», «потухшие очи»;
- олицетворения – «все накипело» «образ глядит», «взор гаснет», «раздор шипит и растет», «безумный раздор», «лучи шевельнулись», «часы проходят толпой» – поэт ассоциирует время с личным врагом;
- лексический повтор – «Проходят часы за часами…»;
- архаизмы – «очи», «взор» – при помощи такой лексики автор возвышает дорогого ему человека, возносит его духовно;
- лексику высокого стиля – «демон» – используя название темного ангела, Апухтин подчеркивает метафизический характер своих страданий.
Лирический герой, как и сам автор – мягкий неконфликтный человек – и не в состоянии переносить чувства одиночества: чтобы сохранить отношения, он готов простить старые обиды и согласен на любой компромисс.