Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«На железной дороге» А. Фет

Мороз и ночь над далью снежной,
А здесь уютно и тепло.
И предо мной твой облик нежный
И детски чистое чело.

Полны смущенья и отваги,
С тобою, кроткий серафим,
Мы через дебри и овраги
На змее огненном летим.

Он сыплет искры золотые
На озаренные снега,
И снятся нам места иные,
Иные снятся берега.

В мерцанье одинокой свечки,
Ночным путем утомлена,
Твоя старушка против печки
В глубокий сон погружена.

Но ты красою ненаглядной
Еще томиться мне позволь;
С какой заботою отрадной
Лелеет сердце эту боль!

И, серебром облиты лунным,
Деревья мимо нас летят,
Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят.

И, как цветы волшебной сказки,
Полны сердечного огня,
Твои агатовые глазки
С улыбкой радости и ласки
Порою смотрят на меня.

Конец 1859 г. или начало 1860 г.

Анализ стихотворения Фета «На железной дороге»

Тема путешествия поездом расценивалась современниками автора как новая, необыкновенная: регулярная перевозка пассажиров по Николаевской железной дороге началась за 8–9 лет до появления поэтического отклика Фета. Осмысление жизненного пути в соотнесении с головокружительной скоростью перемещения, гибельность технического прогресса, пренебрегающего человеком, или окрыляющее приближение к мечте – последующие трактовки «железнодорожной» тематики разнообразны по стилю и интонационному наполнению.

Мотив движения организует лирический сюжет фетовского текста, датируемого 1859–1860 гг. Реализации основного мотива многолики: к естественному ходу поезда присоединяются объекты, перемещающиеся по обратной траектории, а также путешествия, совершаемые в фантастическом пространстве сна. Герои стремительно преодолевают «дебри и овраги», встречая по пути деревья, которые «летят» мимо них. Необычная ситуация порождает сновидения, предмет которых связан с «иными местами». Из художественных тропов, задействованных в изображении масштабного передвижения, особенно яркой выглядит метафорическая фраза «мгновенные мосты». Ощущение быстроты хода дополняется звуковыми образами и средствами аллитерации, окружающими авторское словосочетание.

Поэт избегает прямых указаний на приземленные реалии нового способа поездок и именует состав «змеем огненным». Его оригинальный портрет лишен враждебности: прекрасное волшебное создание, послушное людскому повелению, летит над необъятными просторами, рассыпая «искры золотые».

Внутри змеиного «чрева» «уютно и тепло». Персонажи чувствуют себя настолько комфортно, что расслабляются, погружаясь в «глубокий сон». Упомянутые характеристики внутреннего пространства купе сближают образ с символической трактовкой дома как надежного прибежища. Антитеза, противопоставляющая уют холоду морозной ночи, также типична для фетовского поэтического мира.

За внешней линией повествования скрывается важный внутренний сюжет. Он посвящен миру чувств и связан с адресатом, женским образом «кроткого серафима». Начальные строфы сообщают о детской красоте попутчицы, и чуть позже – об эмоциях, которые объединяют души лирического «мы». В концовке фигура героини выходит на первый план. Центральное место в портрете занимает образ чудесных «агатовых глазок». Радостный ласковый взгляд демонстрирует, что пара преодолела собственный путь – от робости и отчуждения к взаимной симпатии.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах