Как писать стихи

«Кинжал» А. Пушкин

«Кинжал» Александр Пушкин

Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:
На суше, на морях, во храме, под шатрами,
За потаенными замками,
На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он
Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе —
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.

Анализ стихотворения Пушкина «Кинжал»

Стихотворение «Кинжал», едва ли не самое острое политическое произведение поэта, написано А.С.Пушкиным в 1821 году во время южной ссылки и отражает революционные настроения того времени – естественно, оно не могло быть напечатано. На такие стихи существовал запрос, и поэт стал выразителем общественных идей, носивших антиправительственный характер. Стихотворение пользовалось особой популярностью у радикально настроенной молодежи, в том числе у кишиневских декабристов, с которыми поэт сблизился в ту пору. Более того, с произведением специально знакомили тех, кто готовился к цареубийству.

В рамках произведения поэт вспоминает череду громких политических убийств прошлого. Но без понимания исторического контекста невозможно уяснить смысл этого поэтического послания. Как и большинство деятелей культуры эпохи Просвещения, поэта увлекала мрачная и кровавая героика древнегреческой и древнеримской мифологии и историографии.

Под лемносским богом имеется виду бог кузнечного дела Вулкан. Кесарь – это захвативший верховную власть в Риме Юлий Цезарь, который сделал свой знаменитый выбор – произвел вторжение: перешел реку Рубикон, отделявшую Италию от Галлии. Он был убит кинжалом прямо в Сенате своим же доверенным лицом, собственным пасынком Брутом, у подножия статуи Помпея Великого, побежденного Юлием незадолго до описываемых событий.

Апостолом гибели Пушкин называет Жана-Поля Марата, одного из вождей французской революции, потрясшей страну в конце XVIII века. Он был также заколот кинжалом жирондисткой Шарлоттой Корде, которую поэт ассоциирует с девой Эвменидой – богиней мщения. Поэт восторженно принимал начальный этап французской революции, но отрицательно относился к террору, якобинской диктатуре. Это частично объясняет идеализацию им Шарлотты и оценку Марата.

От кинжала было суждено погибнуть и Августу Коцебу, немецкому писателю и драматургу, заподозренному в симпатиях к русскому двору. Удивительно, но убийство совершил некто Занд, студент, молодой человек крайних либеральных убеждений, который позднее был казнен и пополнил ряды романтических мучеников за идею. Именно его «торжественную могилу» передовая немецкая молодежь того времени избрала местом паломничества. Оборот «без надписи» — указание на то, что кинжал не «именной» по древнегерманскому обычаю, и может быть использован против любого тирана.

Произведение является одой неодушевленному предмету и безусловной угрозой, предупреждением о неотвратимости наказания, которое может настигнуть любого. К сожалению, приходится признать, что поэт оправдывает и даже восхваляет политические убийства. Он награждает Брута эпитетом «вольнолюбивый», позиционирует Занда как праведника, носителя «добродетели святой», а Корде — как вершительницу вышнего (высшего) суда. Не будем забывать, что стихотворение написано двадцатидвухлетним молодым человеком, жертвой гонений, светским франтом и пылким забиякой, удаленным в глубокую провинцию, где он откровенно скучал.

Среди средств художественной выразительности, которые использует поэт, нагнетая напряжение, следующие. Эпитеты — «тайный страж», «адский луч», «немое лезвие», «мрамор горделивый», «презренный, мрачный и кровавый палач уродливый». Олицетворения — «гром молчит», «дремлет меч». Метонимия — «судия позора и обиды», «апостол гибели», «сковал для рук». Инверсия — «свершитель ты проклятий и надежд», «свободы тайный страж».

Неоднородная рифмовка и разностопный, рваный ямб отражают волнение автора, пишущего на злободневную тему.

Метки:



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах