«Кинжал» А. Пушкин
Лемносский бог тебя сковал Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия позора и обиды. Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона, Свершитель ты проклятий и надежд, Ты кроешься под сенью трона, Под блеском праздничных одежд. Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет, Среди своих пиров. Везде его найдет удар нежданный твой: На суше, на морях, во храме, под шатрами, За потаенными замками, На ложе сна, в семье родной. Шумит под Кесарем заветный Рубикон, Державный Рим упал, главой поник закон; Но Брут восстал вольнолюбивый: Ты Кесаря сразил – и, мертв, объемлет он Помпея мрамор горделивый. Исчадье мятежей подъемлет злобный крик: Презренный, мрачный и кровавый, Над трупом вольности безглавой Палач уродливый возник. Апостол гибели, усталому Аиду Перстом он жертвы назначал, Но вышний суд ему послал Тебя и деву Эвмениду. О юный праведник, избранник роковой, О Занд, твой век угас на плахе; Но добродетели святой Остался глас в казненном прахе. В твоей Германии ты вечной тенью стал, Грозя бедой преступной силе – И на торжественной могиле Горит без надписи кинжал.
<Март 1821>
Анализ стихотворения Пушкина «Кинжал»
Стихотворение «Кинжал», едва ли не самое острое политическое произведение поэта, написано А. С. Пушкиным в 1821 году во время южной ссылки и отражает революционные настроения того времени – естественно, оно не могло быть напечатано. На такие стихи существовал запрос, и поэт стал выразителем общественных идей, носивших антиправительственный характер. Стихотворение пользовалось особой популярностью у радикально настроенной молодежи, в том числе у кишиневских декабристов, с которыми поэт сблизился в ту пору. Более того, с произведением специально знакомили тех, кто готовился к цареубийству.
В рамках произведения поэт вспоминает череду громких политических убийств прошлого. Но без понимания исторического контекста невозможно уяснить смысл этого поэтического послания. Как и большинство деятелей культуры эпохи Просвещения, поэта увлекала мрачная и кровавая героика древнегреческой и древнеримской мифологии и историографии.
Под лемносским богом имеется виду бог кузнечного дела Вулкан. Кесарь – это захвативший верховную власть в Риме Юлий Цезарь, который сделал свой знаменитый выбор – произвел вторжение: перешел реку Рубикон, отделявшую Италию от Галлии. Он был убит кинжалом прямо в Сенате своим же доверенным лицом, собственным пасынком Брутом, у подножия статуи Помпея Великого, побежденного Юлием незадолго до описываемых событий.
Апостолом гибели Пушкин называет Жана-Поля Марата, одного из вождей французской революции, потрясшей страну в конце XVIII века. Он был также заколот кинжалом жирондисткой Шарлоттой Корде, которую поэт ассоциирует с девой Эвменидой – богиней мщения. Поэт восторженно принимал начальный этап французской революции, но отрицательно относился к террору, якобинской диктатуре. Это частично объясняет идеализацию им Шарлотты и оценку Марата.
От кинжала было суждено погибнуть и Августу Коцебу, немецкому писателю и драматургу, заподозренному в симпатиях к русскому двору. Удивительно, но убийство совершил некто Занд, студент, молодой человек крайних либеральных убеждений, который позднее был казнен и пополнил ряды романтических мучеников за идею. Именно его «торжественную могилу» передовая немецкая молодежь того времени избрала местом паломничества. Оборот «без надписи» – указание на то, что кинжал не «именной» по древнегерманскому обычаю, и может быть использован против любого тирана.
Произведение является одой неодушевленному предмету и безусловной угрозой, предупреждением о неотвратимости наказания, которое может настигнуть любого. К сожалению, приходится признать, что поэт оправдывает и даже восхваляет политические убийства. Он награждает Брута эпитетом «вольнолюбивый», позиционирует Занда как праведника, носителя «добродетели святой», а Корде – как вершительницу вышнего (высшего) суда. Не будем забывать, что стихотворение написано двадцатидвухлетним молодым человеком, жертвой гонений, светским франтом и пылким забиякой, удаленным в глубокую провинцию, где он откровенно скучал.
Среди средств художественной выразительности, которые использует поэт, нагнетая напряжение, следующие. Эпитеты – «тайный страж», «адский луч», «немое лезвие», «мрамор горделивый», «презренный, мрачный и кровавый палач уродливый». Олицетворения – «гром молчит», «дремлет меч». Метонимия – «судия позора и обиды», «апостол гибели», «сковал для рук». Инверсия – «свершитель ты проклятий и надежд», «свободы тайный страж».
Неоднородная рифмовка и разностопный, рваный ямб отражают волнение автора, пишущего на злободневную тему.