«Две картины» Н. Языков
Прекрасно озеро Чудское,
Когда над ним светило дня
Из синих вод, как шар огня,
Встает в торжественном покое:
Его красой озарена,
Цветами радуги играя,
Лежит равнина водяная,
Необозрима и пышна;
Прохлада утренняя веет,
Едва колышутся леса;
Как блестки золота, светлеет
Их переливная роса;
У пробудившегося брега
Стоят, готовые для бега,
И тихо плещут паруса;
На лодку мрежи собирая,
Рыбак взывает и поет,
И песня русская, живая
Разносится по глади вод.Прекрасно озеро Чудское,
Когда блистательным столбом
Светило искрится ночное
В его кристалле голубом:
Как тень, отброшенная тучей,
Вдоль искривленных берегов
Чернеют образы лесов,
И кое-где огонь плавучий
Горит на челнах рыбаков;
Безмолвна синяя пучина,
В дубровах мрак и тишина,
Небес далекая равнина
Сиянья мирного полна;
Лишь изредка, с богатым ловом
Подъемля сети из воды,
Рыбак живит веселым словом
Своих товарищей труды;
Или путем дугообразным
С небесных падая высот,
Звезда над озером блеснет,
Огнем рассыплется алмазным
И в отдаленьи пропадет.
1825 г.
Анализ стихотворения Языкова «Две картины»
Стихотворение Н. М. Языкова «Две картины» – метафорическое признание поэта в любви к Родине, выражение неподдельного восхищения русской северной природой. В нем – пьянящая радость жизни, яркость и блеск. Стихи просто просятся на музыку – настолько оригинальны их форма и содержание, настолько они звучны и певучи.
Стихотворение написано в августе 1825 года двадцатидвухлетним поэтом, студентом, который, как видно из текста, уже в то время был выдающимся мастером слова. Каждый его эпитет, как драгоценный камень – «синие воды», «торжественный покой», «водяная равнина пышна», «переливная роса», «живая песня», «блистательный столб», «голубой кристалл», «ночное светило», «огонь плавучий», «синяя пучина», «мирное сиянье», «веселое слово», «огонь алмазный».
Для поэзии Н. М. Языкова характерна удивительная легкость – он легко переходит от предмета к предмету. Первая часть произведения выступает антитезой второй – описаны день и ночь, но они не противопоставлены, а являют единую гармоничную картину мира. В стихотворении нет лирического героя, поэтому сложное движение стихий поэт описывает при помощи оксюморона – «встает в покое», многочисленных олицетворений – «пробудившийся брег», «готовые для бега паруса», «безмолвна пучина» – и сравнений – «светило, как шар огня», «роса светлеет, как блестки золота», «образы лесов, как отброшенная тучей тень».
Звучные метафоры – «светило дня», «кристалл озера», «песня разносится по глади», «светило искрится столбом», «образы чернеют», «равнина полна сиянья», «живит …словом … труды» – наполняют стихотворение светом, как и метонимия: «шар огня», «играя цветами радуги», «красой озарена», «гладь вод», «равнина небес», «звезда рассыплется огнем».
В тексте имеются архаизм – «мрежи (рыболовные сети)», старославянизмы – «брег», «краса» и слово, относящееся к возвышенной лексике – «взывать (в контексте – звать, обращаться к кому-либо)». Ряды однородных членов – «звезда …блеснет, рассыплется, …пропадет», равнина водяная «красой озарена, необозрима и пышна», помогают автору нарисовать картину природы во всей ее полноте, описать как можно больше ее качеств и признаков. Эллипсис «в дубровах мрак и тишина» создает зримый и таинственный образ ночного леса.
Инверсия – «с небесных падая высот», «сиянья мирного полна» – помогает выделить последнее слово в строке. А пространная анафора «Прекрасно озеро Чудское, когда над ним светило дня…» – «Прекрасно озеро Чудское, когда блистательным столбом…» – создает атмосферу торжественности, подчеркивает величавость русских просторов, прекрасных в любое время дня.