«К картине» А. Фет
Не говори, что счастлив я,
Что я хорош собой,
Что бог благословил меня
Прекрасною женой.Не говори, что жизнь сулит
Мне счастье впереди,
Что крошка-сын наш тихо спит,
Прильнув к родной груди.Напрасных слов не расточай, –
Ненужен мой ответ.
Взгляни в глаза и отвечай:
Что – счастлив я иль нет?Скажи – ты видишь по глазам, –
По сердцу ль мне покой, –
Иль, может быть, я жизнь отдам
Померяться с судьбой?Отдам, что было мне дано
Блаженства и тоски,
За взгляд, улыбку, – за одно
Пожатие руки.
1847 г.
Анализ стихотворения Фета «К картине»
Произведение «К картине» впервые было напечатано в книге «Собрание стихотворений А. Фета» в 1850 году. Оно состоит из пяти четверостиший с перекрёстной рифмой. Необычен стихотворный размер: нечётные строки содержат по четыре стопы ямба, а чётные – по три.
При прочтении стихотворения складывается впечатление, что лирический герой – это персонаж картины. Это он обращается к неизвестному зрителю, разубеждая его. Попробуем встать на место человека, созерцающего полотно, и увидеть всё его глазами.
Перед нами предстаёт пригожий (понятно по эпитету «хорош собой») молодой мужчина. Он состоялся в жизни: женился на хорошей женщине (подчёркнуто эпитетом «прекрасная жена»), которая родила ему наследника. Выражение «жизнь сулит мне счастье впереди» указывает на то, что герой картины – знаменитый исторический персонаж, о котором известно, что судьба была благосклонна к нему. Впрочем, счастьем можно счесть и тёплый дом, спокойный быт и любящее семейство.
Этот образ вполне привлекателен. Но наш герой недоволен. Речь персонажа начинается с требования отринуть мысль, что он счастлив. Анафора «Не говори…», которую мы встречаем также во второй строфе, подчёркивает серьёзность слов мужчины. Также с помощью повтора в начале строки он перечисляет те преимущества, которыми одарила его судьба или Бог.
Эмоциональный накал стихотворению придают глаголы в повелительном наклонении. Лирический герой властно требует, чтобы зритель, его собеседник, внимательно взглянул в глаза и дал ответ на самый сокровенный вопрос о счастье. Напряжение усиливается благодаря риторическим вопросам, проникнутым искренним негодованием персонажа.
Разрядка происходит в последней строфе, где герой признаётся, что застывший покой картины ему вовсе не по душе, и он готов отдать все свои богатства за то, чтобы стать живым человеком. Именно это скрывается за метафорой «пожатие руки». Этот образ напоминает о маленькой Русалочке Андерсена, которая также хотела стать человеком, чтобы почувствовать любовь принца.
А может быть, всё это стихотворение само по себе является метафорой жизни творца? Ведь поэт не может всё время проводить в чертогах фантазии. Ему нужно вести жизнь обычного человека, заниматься хозяйством, делами, быть мужем и отцом. Эти приземлённые вещи заставляют чувствовать себя запертым в тесной клетке быта, будто быть нарисованным на плоском полотне, в то время как душа жаждет свободы, «взглядов, улыбок» музы. Тогда стремление героя картины вырваться с её поверхности кажется вполне понятным, ведь всем нам иногда хочется воспарить над суетой и наслаждаться искренними объятиями и улыбками.