Как писать стихи

«К картине» А. Фет


«К картине» Афанасий Фет

Не говори, что счастлив я,
Что я хорош собой,
Что бог благословил меня
Прекрасною женой.

Не говори, что жизнь сулит
Мне счастье впереди,
Что крошка-сын наш тихо спит,
Прильнув к родной груди.

Напрасных слов не расточай, —
Ненужен мой ответ.
Взгляни в глаза и отвечай:
Что — счастлив я иль нет?

Скажи — ты видишь по глазам, —
По сердцу ль мне покой, —
Иль, может быть, я жизнь отдам
Померяться с судьбой?

Отдам, что было мне дано
Блаженства и тоски,
За взгляд, улыбку, — за одно
Пожатие руки.

Анализ стихотворения Фета «К картине»

Произведение «К картине» впервые было напечатано в книге «Собрание стихотворений А. Фета» в 1850 году. Оно состоит из пяти четверостиший с перекрёстной рифмой. Необычен стихотворный размер: нечётные строки содержат по четыре стопы ямба, а чётные – по три.

При прочтении стихотворения складывается впечатление, что лирический герой – это персонаж картины. Это он обращается к неизвестному зрителю, разубеждая его. Попробуем встать на место человека, созерцающего полотно, и увидеть всё его глазами.

Перед нами предстаёт пригожий (понятно по эпитету «хорош собой») молодой мужчина. Он состоялся в жизни: женился на хорошей женщине (подчёркнуто эпитетом «прекрасная жена»), которая родила ему наследника. Выражение «жизнь сулит мне счастье впереди» указывает на то, что герой картины – знаменитый исторический персонаж, о котором известно, что судьба была благосклонна к нему. Впрочем, счастьем можно счесть и тёплый дом, спокойный быт и любящее семейство.

Этот образ вполне привлекателен. Но наш герой недоволен. Речь персонажа начинается с требования отринуть мысль, что он счастлив. Анафора «Не говори…», которую мы встречаем также во второй строфе, подчёркивает серьёзность слов мужчины. Также с помощью повтора в начале строки он перечисляет те преимущества, которыми одарила его судьба или Бог.

Эмоциональный накал стихотворению придают глаголы в повелительном наклонении. Лирический герой властно требует, чтобы зритель, его собеседник, внимательно взглянул в глаза и дал ответ на самый сокровенный вопрос о счастье. Напряжение усиливается благодаря риторическим вопросам, проникнутым искренним негодованием персонажа.

Разрядка происходит в последней строфе, где герой признаётся, что застывший покой картины ему вовсе не по душе, и он готов отдать все свои богатства за то, чтобы стать живым человеком. Именно это скрывается за метафорой «пожатие руки». Этот образ напоминает о маленькой Русалочке Андерсена, которая также хотела стать человеком, чтобы почувствовать любовь принца.

А может быть, всё это стихотворение само по себе является метафорой жизни творца? Ведь поэт не может всё время проводить в чертогах фантазии. Ему нужно вести жизнь обычного человека, заниматься хозяйством, делами, быть мужем и отцом. Эти приземлённые вещи заставляют чувствовать себя запертым в тесной клетке быта, будто быть нарисованным на плоском полотне, в то время как душа жаждет свободы, «взглядов, улыбок» музы. Тогда стремление героя картины вырваться с её поверхности кажется вполне понятным, ведь всем нам иногда хочется воспарить над суетой и наслаждаться искренними объятиями и улыбками.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах