Градация
В литературной речи имеется множество приёмов, с помощью которых автор может воздействовать на чувства читателя. Меняя порядок членов предложения, можно сосредоточить внимание на определённом слове или выражении. Применив риторическое восклицание или вопрос, легко вызвать эмоциональный отклик. Чтобы взбудоражить читателя или, наоборот, снизить напряжение, используется градация. Этот приём встречается в художественных текстах не так часто, как, например, сравнение, но неизменно придаёт речи выразительность и усиливает переживания читателя.
Термин «градация» происходит от латинского слова «gradatio», что означает «постепенное усиление». Исследователи выделяют несколько значений этого понятия. Под градацией в литературе в узком смысле понимают синонимические ряды, состоящие из слов, отличающихся оттенками значений и расположенных в порядке нарастания или ослабления семантики (семантика – смысловое значение слова, выражения).
Градация в широком смысле (согласно словарному определению из литературной энциклопедии) – это фигура речи, в которой ряд слов, выражений, предложений, относящихся к одному предмету, расположен в порядке повышающейся либо понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Элементы ряда называются градонимами. В их роли могут выступать не только отдельные слова, выражения, но и целые предложения:
И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?«Полтава», А. С. Пушкин.
Литературоведы выделяют две формы градации:
- Климакс (от греческого «klimax» – «лестница»), при котором элементы градации расположены в порядке нарастания напряжения или усиления смыслового значения. Ярким примером климакса служит пылкое высказывание Фомы Фомича из произведения Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели»:
«…При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи… что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!…
Здесь мы видим, как герой произносит слова, обозначающие всё большие и большие водоёмы, заканчивая самым грандиозным из них – океаном.
- Антиклимакс (от греческих слова «anti» – «против» и «klimax» – «лестница») предполагает ослабление эмоционального или смыслового значения ряда слов. Пример постепенного понижения значения представлен в тексте «Интернационала», хотя следует отметить, что этим приёмом авторы пользуются гораздо реже, нежели климаксом.
Никто не даст нам избавления,
Ни бог, ни царь и ни герой.
Ещё один пример антиклимакса – отрывок из стихотворения Андрея Белого «Развалы»:
Все грани чувств, все грани правды стерты;
В мирах, в годах, в часах
Одни тела, тела, тела простерты,
И – праздный прах.
Важно отметить, что понятие «градация» близко по смыслу с понятием «синонимия». Действительно, иногда в художественном тексте мы можем встретить синонимичные ряды. Вот простой пример:
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.«Несказанное, синее, нежное…», С. А. Есенин.
Перед нами череда определений, относящихся к одному и тому же предмету, но эти прилагательные одинаково эмоционально окрашены, а их значения также не меняются. Таким образом, этот ряд не представляет собой градацию.
Также не следует принимать бессоюзие за градацию. Вот пример бессоюзия, который легко спутать с градацией:
Бесхлебье, бессапожье, бездорожье,
Изнеженность, истрепанность, измор,
Невежество, неверье, неуменье, –
Все пыжилось, хрипело, упиралось…«Ушедшие в камень», Г. А. Шенгели.
При асиндентоне (другое название бессоюзия) также могут встречаться ряды слов, но все они будут характеризовать не один и тот же предмет, а обозначать различные стороны, явления и т. д.
Градация встречается в стихотворениях многих творцов, но можно сказать, что некоторые любили этот приём и использовали его чаще других. Среди таких авторов особое место занимает Владимир Владимирович Маяковский. Этот темпераментный поэт вкладывал всю свою страсть и напряжение в стихи, благодаря чему получались такие строки:
Грозится сухой в подмостную кручу. – Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу!«Про это»
Обделали чисто. Ни дыма, ни мрака. Взорвали, взрыли, смыли, взмели. И город лежит погашенной маркой на грязном, рваном пакете земли. «Пролетарий, в зародыше задуши войну!»
Думается, что в обоих отрывках представлена восходящая градация, поскольку каждое следующее действие по значению «сильнее» предыдущего. Взорвать значит разрушить здания, но взрыть землю, смыть остатки домов и взмести их как пыль в воздух означает, что от строений не осталось вообще ничего. Таким образом, градация здесь позволяет показать процесс разрушения, уничтожения в динамике.
Градация является распространенным средством передачи напряжения и эмоций в поэзии Ольги Фёдоровны Берггольц. Рассмотрим несколько отрывков.
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть как тень тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали…
…
Да здравствует суровый и спокойный,
глядевший смерти в самое лицо,
удушливое вынесший кольцо
как Человек,
как Труженик,
как Воин!
В первом случае можно рассуждать о климаксе, поскольку степень страдания героев произведения, жителей осаждённого города, только увеличивается. Сначала поэтесса говорит о проблемах, которые, если утрировать, можно назвать бытовыми неудобствами. Но затем речь идёт о более серьёзных вещах – физической боли, голоде, и наконец, автор называет самую страшную боль – душевную.
Во втором отрывке того же произведения видим ещё одну восходящую градацию, так как каждое слово в ряду звучит более гордо и возвышенно, чем предыдущее.
…Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль –
ни слёз, ни радости, ни страсти.
…
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под тёмным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут…
В этом стихотворении обнаруживается сразу два вида градации. Климакс в первом отрывке связан с нарастанием эмоции. Ясно, что радость – более яркое переживание, чем грусть и слёзы, а страсть превосходит радость по силе чувств и их проявления.
Во втором случае видим антиклимакс, так как действие здесь «затихает». Ожидание будто превращает героев в неподвижные безмолвные фигуры. Благодаря снижению напряжения поэтесса словно успокаивает и героев, и читателя, внушая мысль о надежде.
В литературе встречается немало примеров градации. С помощью этого приёма можно как взбудоражить и взбодрить читателя, так и привести его в более умиротворённое состояние. Эта стилистическая фигура является важным средством придания художественной речи драматизма, экспрессивности и выразительности.