Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Василий Тредиаковский

«Сонет (Желает человек блаженства непреложно…)» В. Тредиаковский

из сея греческия речи:
«Στέφει τιμώντας α’υτήν ‘αρετή», – то есть:
«Добродетель почитающих венчает»

Желает человек блаженства непреложно.
Сему – высокий чин, и сила тем, и честь;
Тот счастия себе в богатстве чая ложно,
Приумножает все, обилие что есть.

Роскошствуя иной сластями, сколько можно,
Не видя ж, ослеплен, какая в оных лесть,
Благополучна мнит себя неосторожно;
И их на всякий час стремится выше взнесть.

Ах! Чувствует он сам тьмы целы недостатка,
И множество свое зрит малым без придатка:
Хотя достиг конца, но мил едва успех.

Иль тщетно дал ему хотения содетель?
О смертный! умудрись: безмерность кажда грех,
А средство всех довольств – едина добродетель.

<1759>
«B. K. Тредиаковский. Избранные произведения». Раздел «Стихотворения, не входившие в книги».

Анализ стихотворения В. К. Тредиаковского «Сонет»

Стихотворение «Сонет» увидело свет в альманахе «Трудолюбивая пчела» в 1759 году. Произведение, несомненно, несет на себе отпечаток жизненного опыта большого поэта и попытку философского осмысления действительности. Оно является наставлением не только современникам.

Василий Кириллович употребляет в произведении такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «желает человек», «обилие что есть», «мил успех», «безмерность (отсутствие чувства меры, излишество) кажда (любая)», «тьмы целы», «чувствует он», «дал содетель» – обусловленную необходимостью зарифмовать речь;
  • метонимию – «средство довольств» – перенос значения по смыслу – автор имеет в виду не способ, а условие достижения гармонии с самим собой, которое не равнозначно бытовому комфорту;
  • перифраз – «смертный» – книжное название человека, присущее высокому стилю, «создатель» – «Бог»;
  • многосоюзие – «и сила, и честь» – и выделяет каждый член ряда, и одновременно противопоставляет их;
  • риторические восклицания – «Ах!», «О смертный!» – отражает искренность чувств автора, ведь он пишет о значимых для него понятиях, ведет доверительный разговор с читателем;
  • риторический вопрос – «Иль тщетно (напрасно) дал … содетель (создатель)?» – подчеркивает, что человек наделен желаниями – хотениями – с определенной целью, и в этом автор усматривает Божий промысел;
  • однородные члены предложения – «роскошствуя (то есть «роскошествуя» – живя роскошно, расточительно), не видя»; «мнит (полагает), стремится»; «чувствует, зрит» – позволяют максимально точно описать человеческую натуру;
  • эпитет – «высокий чин»;
  • контекстуальные синонимы – «богатство, обилие, множество»; «блаженство, сласти»; «не видя, ослеплен» – их частотность говорит о том, что автор ищет наиболее точные формы выражения мысли;
  • религиозную лексику – «содетель», «грех», «смертный», поскольку призывает людей к духовному восхождению.

Только архаичная форма изложения может помешать понять актуальность стихотворения: поэт предостерегает нас от безмерного и бездумного потребления, иссушающего душу. Некоторые слова и обороты, встречающиеся в стихотворении, требуют пояснения: «чая ложно» – «питая беспочвенные надежды, напрасно ожидая»; «благополучна мнит себя» – «считает себя благополучным, успешным»; «тьмы недостатка» – «масса несовершенств»; «зрит малым» – «считает недостаточным».

Сонет Тредиаковского выражает его понимание сути общественного блага, нравственного смысла общепринятой морали.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений
Сонеты


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах