«Сонет (Желает человек блаженства непреложно…)» В. Тредиаковский
из сея греческия речи:
«Στέφει τιμώντας α’υτήν ‘αρετή», – то есть:
«Добродетель почитающих венчает»Желает человек блаженства непреложно.
Сему – высокий чин, и сила тем, и честь;
Тот счастия себе в богатстве чая ложно,
Приумножает все, обилие что есть.Роскошствуя иной сластями, сколько можно,
Не видя ж, ослеплен, какая в оных лесть,
Благополучна мнит себя неосторожно;
И их на всякий час стремится выше взнесть.Ах! Чувствует он сам тьмы целы недостатка,
И множество свое зрит малым без придатка:
Хотя достиг конца, но мил едва успех.Иль тщетно дал ему хотения содетель?
О смертный! умудрись: безмерность кажда грех,
А средство всех довольств – едина добродетель.
<1759>
«B. K. Тредиаковский. Избранные произведения». Раздел «Стихотворения, не входившие в книги».
Анализ стихотворения В. К. Тредиаковского «Сонет»
Стихотворение «Сонет» увидело свет в альманахе «Трудолюбивая пчела» в 1759 году. Произведение, несомненно, несет на себе отпечаток жизненного опыта большого поэта и попытку философского осмысления действительности. Оно является наставлением не только современникам.
Василий Кириллович употребляет в произведении такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «желает человек», «обилие что есть», «мил успех», «безмерность (отсутствие чувства меры, излишество) кажда (любая)», «тьмы целы», «чувствует он», «дал содетель» – обусловленную необходимостью зарифмовать речь;
- метонимию – «средство довольств» – перенос значения по смыслу – автор имеет в виду не способ, а условие достижения гармонии с самим собой, которое не равнозначно бытовому комфорту;
- перифраз – «смертный» – книжное название человека, присущее высокому стилю, «создатель» – «Бог»;
- многосоюзие – «и сила, и честь» – и выделяет каждый член ряда, и одновременно противопоставляет их;
- риторические восклицания – «Ах!», «О смертный!» – отражает искренность чувств автора, ведь он пишет о значимых для него понятиях, ведет доверительный разговор с читателем;
- риторический вопрос – «Иль тщетно (напрасно) дал … содетель (создатель)?» – подчеркивает, что человек наделен желаниями – хотениями – с определенной целью, и в этом автор усматривает Божий промысел;
- однородные члены предложения – «роскошствуя (то есть «роскошествуя» – живя роскошно, расточительно), не видя»; «мнит (полагает), стремится»; «чувствует, зрит» – позволяют максимально точно описать человеческую натуру;
- эпитет – «высокий чин»;
- контекстуальные синонимы – «богатство, обилие, множество»; «блаженство, сласти»; «не видя, ослеплен» – их частотность говорит о том, что автор ищет наиболее точные формы выражения мысли;
- религиозную лексику – «содетель», «грех», «смертный», поскольку призывает людей к духовному восхождению.
Только архаичная форма изложения может помешать понять актуальность стихотворения: поэт предостерегает нас от безмерного и бездумного потребления, иссушающего душу. Некоторые слова и обороты, встречающиеся в стихотворении, требуют пояснения: «чая ложно» – «питая беспочвенные надежды, напрасно ожидая»; «благополучна мнит себя» – «считает себя благополучным, успешным»; «тьмы недостатка» – «масса несовершенств»; «зрит малым» – «считает недостаточным».
Сонет Тредиаковского выражает его понимание сути общественного блага, нравственного смысла общепринятой морали.