Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Кошка» И. Бунин

Кошка в крапиве за домом жила.
Дом обветшалый молчал, как могила.
Кошка в него по ночам приходила
И замирала напротив стола.

Стол обращен к образам – позабыли,
Стол как стоял, так остался.
В углу Каплями воск затвердел на полу –
Это горевшие свечи оплыли.

Помнишь? Лежит старичок-холостяк:
Кротко закрыты ресницы – и кротко
В черненький галстук воткнулась бородка…
Свечи пылают, дрожит нависающий мрак…

Темен теперь этот дом по ночам.
Кошка приходит и светит глазами.
Угол мерцает во тьме образами.
Ветер шумит по печам.

Дата создания: 1907 г.

Анализ стихотворения Бунина «Кошка»

Заброшенный «обветшалый» дом, единственной посетительницей которого является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении 1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом стихотворении, сближают его с жанром рассказа.

Кошка периодически навещает пустой дом, наделяемый знаковым сравнением с «могилой». Своеобразные визиты происходят в ночное время. Поведение животного одинаково: зайдя в комнату и устроившись против стола, она «замирала», сидя неподвижно.

Вторая строфа посвящена описанию интерьера комнаты, в которую иногда забирается зверь. Читателю, подобно сыщику, предлагается обратить внимание на особенности расположения стола и капли затвердевшего воска, оставшиеся на полу. Значимые детали вызывают воспоминания – о них говорится в третьем четверостишии.

В лексическом арсенале «Кошки» отсутствуют слова «смерть» и «похороны». Эти понятия даны опосредованно, через портрет усопшего «старичка-холостяка». Неизбежный конец земной жизни приносит умиротворение и покой. Об этом свидетельствуют художественные приемы: анафора «кротко» и группа лексики с уменьшительными суффиксами – «черненький», «бородка».

Особый интерес представляет риторическое обращение-оклик: «Помнишь?» Учитывая нарочитую объективность, отстраненность лирического «я» от развития сюжета, возникает впечатление, будто с призывом к читателю обращается кошка на правах персонажа. Сквозь бытовую зарисовку начинает просвечивать второй план – мистический. Он подкрепляется фольклорными намеками и гоголевскими реминисценциями, связанными с восточнославянскими представлениями о нечистой силе.

Обобщенно-мистические мотивы нагнетаются в финальной строфе. «Нависающий мрак» сгущается: свечи погасли, и у тьмы теперь нет противников. Отблески образов и блеск кошачьих глаз – эти детали не спорят с темнотой, а являются ее частью. Визуальная картина дополняется звуковым сопровождением, которым служит шум ветра в печных трубах покинутого дома.

Бунинская версия темы смерти связана с мотивами забвения и одиночества. Смерть и время способны отнять даже имя у сильного воина, вождя своего племени («Без имени»). Лирический герой другого произведения – «Настанет день – исчезну я» осознает конечность существования, но смиряется с его неизбежностью. Вечный ход времени и его атрибуты – спокойная «ровная синева» небесных и морских просторов – переводит проблематику в иной, космический масштаб.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


28 ноября 1880 г. родился Александр Блок.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

27 ноября 1947 г. родился Григорий Остер, автор "Вредных советов".:
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А на встречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню,
В кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу.
Папа мягкий. Он простит.

27 ноября 1840 г. родился поэт Алексей Апухтин. Его стихи: День ли царит, тишина ли ночная,
В снах ли тревожных, в житейской борьбе,
Всюду со мной, мою жизнь наполняя,
Дума всё та же, одна, роковая, –
Всё о тебе!


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах