Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Нет солнца, но светлы пруды…» И. Бунин

* * *

Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,
Смешал молодые березки,
И солнечный луч, как живой,
Зажег задрожавшие блестки,
А лужи налил синевой.

Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:

С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.

1900 г.

Анализ стихотворения Бунина «Нет солнца, но светлы пруды…»

Образная система текста, написанного в 1900 г., навеяна живописью Петра Нилуса – художника, с которым автора связывала многолетняя дружба. Игра солнечного и лунного света, блестящая от дождя городская улица, спокойное летнее море и меланхоличный осенний вид – идейно-образные переклички с эмоционально насыщенным миром полотен Нилуса читатель находит в бунинских произведениях.

Характер культурных аллюзий предопределяет приоритет визуального начала: лирический герой, внимательный к звуковым и обонятельным атрибутам окружающего пространства, в этом случае отдает явное предпочтение выразительным, пластичным и изменчивым зрительным образам. Первым объектом, привлекающим внимание наблюдателя, становится водная гладь городских прудов. Сравнение, появившееся в зачине, диктует пути развития художественного приема: субъект речи готов уподобить неподвижную светлую воду пустым зеркалам, если бы не деревья, отражающиеся в них.

От одиночных капель до шумного ливня – динамичная картина бурного летнего дождя представлена сквозь призму причудливой поэтической трансформации. Первые крупные капли, особенности формы которых позволяют ввести оригинальное сравнение со шляпкой гвоздя, скоро сменяются обильными осадками. Частый дождь, как острые иголки, неприятно колет лицо и руки. Образ ливня олицетворяется, наделяясь способностью прыгать.

В третьем пятистишии субъект речи фиксирует световые перемены. Пасмурная погода, о которой говорится в зачине, сменилась ясной. Выглянуло солнце, и его свет внес значительные изменения в колористическую гамму зарисовки. Образы ветра и солнечного луча сконструированы по принципам, примененным автором для создания образа ливня: первый беспечно играет листвой молодых деревьев, второй рассыпает, «зажигает» блики света и раскрашивает окружающий пейзаж в жизнерадостные тона.

Светлая и свежая картина располагает к приятным размышлениям. Тематический поворот обозначен при помощи строфики: пятистишия сменяются катренами. Лирическое «я» занимает дума о гармонии в жизни – в ее простом выражении, не отягощенном философскими измышлениями. Неслучайно одним из примеров, иллюстрирующих поведение истинно счастливых людей, становится веселая детская игра. Счастлив тот, кто способен отринуть сомнения и насладиться поэзией момента, уловив беззаботную радость, разлитую в природе.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах