Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Дмитрий Мережковский

«Двойная бездна» Д. Мережковский

Не плачь о неземной отчизне,
И помни, – более того,
Что есть в твоей мгновенной жизни,
Не будет в смерти ничего.

И жизнь, как смерть необычайна…
Есть в мире здешнем – мир иной.
Есть ужас тот же, та же тайна –
И в свете дня, как в тьме ночной.

И смерть и жизнь – родные бездны;
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.

Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек
Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.

И зло, и благо, – тайна гроба.
И тайна жизни – два пути –
Ведут к единой цели оба.
И все равно, куда идти.

Будь мудр, – иного нет исхода.
Кто цепь последнюю расторг,
Тот знает, что в цепях свобода
И что в мучении – восторг.

Ты сам – свой Бог, ты сам свой ближний.
О, будь же собственным Творцом,
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом.

Между 1895 и 1899 гг.
Из «Собрания стихов» (1904), «Собрания стихов» (1910) и «Полного Собрания Сочинений» (1912).

Анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Двойная бездна»

Стихотворение «Двойная бездна» написано между 1895 и 1899 годом. Основные образы произведения – отвлеченные философские понятия, поэтому его можно отнести к жанру философской лирики.

Блестяще образованный тщеславный человек, ищущий высших смыслов и мечтающий сказать новое слово в философии, попал в интеллектуальную ловушку собственных представлений о природе добра и зла. В основе идеи стихотворения их сопоставление, поэтому в тексте так частотны антонимы.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «неземная отчизна», «родные (родственные, схожие) бездны», «мгновенная (кратковременная) жизнь»;
  • ряды однородных членов предложения – «съединяет, разделяет», «не плачь, помни», «ужас, тайна»;
  • авторский неологизм – «съединяет» – то есть объединяет;
  • многочисленные антонимы, в том числе контекстуальные – «жизнь – смерть», «здешний – иной», «свет – тьма», «чужды – любезны», «съединяет – разделяет», «зло – благо», «гроб (смерть) – жизнь», «Бог – ближний (человек)», «верхняя – нижняя», «начало – конец», «мучение – восторг»;
  • лексику высокого стиля – «отчизна», «ближний», «Творец»;
  • парцелляцию – «…не будет ничего. И жизнь… необычайна…» – выделяющую оба образованных предложения;
  • сравнения – «жизнь, как смерть», «в свете, как в тьме», «углубляет, как зеркало»;
  • умолчание – «жизнь… необычайна…» – то есть трудно описываема;
  • инверсию – «есть ужас тот же», «ведут оба», «цепь последнюю»;
  • многосоюзие – «и смерть и жизнь», «и зло, и благо», создающее акцент на каждом слове ряда;
  • лексический повтор – «тайна гроба и тайна жизни» – таким образом автор настаивает на принципиальной непознаваемости мира;
  • эллипсис – «в цепях (таится истинная) свобода и … в мучении – (парадоксально можно ощутить) восторг», который сокращает текст без потери смысла, позволяет рельефно выделить мысль;
  • перифразы – «неземная отчизна» – посмертное местонахождение души, «цепи» – ограничения;
  • анафору – «ты сам – Бог, ты сам – свой ближний», позволяющую автору обозначить индивидуалистический подход к вопросу;
  • синоним – «Бог», «Творец».

Думается, что лирический герой является художественным «двойником» автора, способствующим раскрытию в лирике авторского сознания, чувств, хоть и не тождественный его личности.

Произведение содержит отсылку к тезису Достоевского о человеческой душе как поле битвы добра и зла. Метафорический смысл названия в том, что нет предела ни восхождению, ни нисхождению человеческого духа. Автор пытается провести мысль, что «все равно, куда идти», и стереть различия высокого и низкого, духа и плоти.

Уравнивание земной жизни и биологической смерти, которое так талантливо проводит Мережковский, неправомерно хотя бы потому, что живой человек обладает волей, он может раскаяться и поправить содеянное зло, в то время как после смерти его уделом становятся вечные муки совести.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах