Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Идиллия

Термином идиллия в литературе первоначально было принято называть небольшое стихотворное произведение, изображающее сцену из сельской жизни на лоне природы.

Впоследствии это слово римские схоласты использовали для обозначения отдельных мест из сочинений Феокрита. Несмотря на схожесть с буколиками и пасторалью идиллия обрела собственную жанровую форму в александрийский период древнегреческой литературы и продолжает свое существование до сегодняшних дней.

В идиллии нет бурных страстей и стремительной смены событий, однако свойственные ей безмятежность и покой – вовсе не скука, а счастье. Как пишет в своем романе «Невыносимая легкость бытия» современный чешский писатель М. Кундера: «Идиллия – есть образ, который сохранился в нас как воспоминание о Рае: жизнь в Раю не походила на бег по прямой, что ведет нас в неведомое, она не была приключением».

Идиллия в поэзии

Родоначальником жанра литературоведы обычно называют древнегреческого поэта Феокрита. Связывают идиллию также с именами Мосха и Биона. Именно с переводов произведений античных авторов началось вхождение жанра в европейскую литературу.

Как разновидность пасторали идиллия появилась в русской поэзии в XVIII веке. Свое воплощение она нашла в творчестве А. Сумарокова, М. Ломоносова, М. Хераскова, Г. Державина, И. Дмитриева.

Идиллическим настроениям был подвержен А. Пушкин. Яркий тому пример – первая часть стихотворения «Деревня» (вторая часть, напротив, – антиидиллична):

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой – я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

Идиллические мотивы присутствуют и в других пушкинских произведениях: «Вновь япосетил…», в «деревенских» главах романа «Евгений Онегин», в которых автор описывает уединение главного героя и уютный мирок, в котором выросла Татьяна.

К жанру идиллии обращались такие поэты, как В. Панаев, А. Дельвиг, П. Катенин, Н. Гнедич, В. Жуковский. Одна из идиллий последнего посвящена традиционному русскому блюду – овсяному киселю:

Дети, овсяный кисель на столе; читайте молитву;
Смирно сидеть, не марать рукавов и к горшку не соваться;
Кушайте: всякий нам дар совершен и даяние благо;
Кушайте, светы мои, на здоровье; господь вас помилуй.
В поле отец посеял овес и весной заскородил.
Вот господь бог сказал: поди домой, не заботься;
Я не засну; без тебя он взойдет, расцветет и созреет.
Слушайте ж, дети: в каждом зернышке тихо и смирно
Спит невидимкой малютка-зародыш. Долго он, долго
Спит, как в люльке, не ест, и не пьет, и не пикнет, доколе
В рыхлую землю его не положат и в ней не согреют.
Вот он лежит в борозде, и малютке тепло под землею;
Вот тихомолком проснулся, взглянул и сосет, как младенец,
Сок из родного зерна, и растет, и невидимо зреет;
Вот уполз из пелен, молодой корешок пробуравил;
Роется вглубь, и корма ищет в земле, и находит.
Что же?.. Вдруг скучно и тесно в потемках… «Как бы проведать,
Что там, на белом свете, творится?..» Тайком, боязливо
Выглянул он из земли… Ах! царь мой небесный, как любо!
Смотришь – господь бог ангела шлет к нему с неба:
«Дай росинку ему и скажи от создателя: здравствуй».
Пьет он… ах! как же малюточке сладко, свежо и свободно…

Идиллические ценности нашли отражение в русской поэзии более позднего времени: их без труда можно обнаружить в произведениях Н. Клюева, А. Ганина, И. Приблудного, Н. Рубцова, П. Комарова и др.

Идиллия в прозе

В качестве жанра идиллия интересовала не только поэтов, но и писателей. Её использовали И. Тургенев в своих «Записках охотника», Н. Гоголь – в миргородских повестях, Л. Толстой – в «Войне и мире», описывая быт семьи Ростовых. Настоящую идиллию рисует главный герой в романе И. Гончаров «Обломов», размышляя о семейной жизни:
«– Ну вот, встал бы утром, – начал Обломов, подкладывая руки под затылок, и по лицу разлилось выражение покоя: он мысленно был уже в деревне. – Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка, – говорил он, – одна сторона дома в плане обращена у меня балконом на восток, к саду, к полям, другая – к деревне. В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил по саду подышать утренними испарениями; там уж нашел бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья. Я составляю букет для жены. Потом иду в ванну или в реку купаться, возвращаюсь – балкон уж отворен; жена в блузе, в легком чепчике, который чуть-чуть держится, того и гляди слетит с головы… Она ждет меня. «Чай готов», – говорит она. – Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло…».

Характерные для идиллии покой, гармония, размышления о сути человеческого бытия и благостное единение с природой также присутствуют в произведениях М. Пришвина, В. Солоухина, И. Шмелева, И. Бунина и др.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах