«Прости» Н. Карамзин
Кто мог любить так страстно,
Как я любил тебя?
Но я вздыхал напрасно,
Томил, крушил себя!Мучительно плениться,
Быть страстным одному!
Насильно полюбиться
Не можно никому.Не знатен я, не славен, –
Могу ль кого прельстить?
Не весел, не забавен, –
За что меня любить?Простое сердце, чувство
Для света ничего.
Там надобно искусство –
А я не знал его!(Искусство величаться,
Искусство ловким быть,
Умнее всех казаться,
Приятно говорить.)Не знал – и, ослепленный
Любовию своей,
Желал я, дерзновенный,
И сам любви твоей!Я плакал, ты смеялась,
Шутила надо мной, –
Моею забавлялась
Сердечною тоской!Надежды луч бледнеет
Теперь в душе моей…
Уже другой владеет
Навек рукой твоей!..Будь счастлива – покойна,
Сердечно весела,
Судьбой всегда довольна,
Супругу – ввек мила!Во тьме лесов дремучих
Я буду жизнь вести,
Лить токи слез горючих,
Желать конца – прости!
1792 г.
Анализ стихотворения Н. М. Карамзина «Прости»
Стихотворение написано в 1792 году: вечная тема неразделенной любви получила новое воплощение в произведении большого русского поэта. Оно принадлежит к жанру интимной лирики. И жанр определяет тональность читательского восприятия – сочувствие герою, переоценившему жизненные приоритеты.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- риторические вопросы – «Кто мог любить…?», «могу ль … прельстить?», «за что любить?» – отражают попытку самооценки лирического героя;
- риторические восклицания – «… я крушил себя!», «… быть … одному!», «…желал любви…!», «забавлялась … тоской!», «владеет рукой…!», «супругу – мила!», « … прости!» – позволяют осознать высоту его чувств;
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «вздыхал, томил, крушил», «знатен, славен», «весел, забавен», «величаться, быть ловким, казаться умнее, говорить», «смеялась, шутила, забавлялась», «счастлива, покойна (спокойна), весела, довольна, мила» – используются для предельного уточнения сути происходящих событий, силы эмоций;
- оксюморон – «мучительно плениться» – очарование ветреной возлюбленной парадоксальным образом доставляет муки – от него невозможно избавиться;
- инверсию – «не знатен я», «надобно искусство», «ловким быть», «любовию своей», «желал я», «любви твоей», «надежды луч», «в душе моей», «владеет навек», «рукой твоей», «лесов дремучих», «слез горючих», которая позволяет зарифмовать строки и выделяет последнее слово каждого сочетания;
- эпитеты – «простое (в значении чистое, открытое, правдивое) сердце», «дерзновенный я», «сердечная тоска», «дремучие леса»;
- лексический повтор – «искусство величаться (придавать себе вес, важничать), искусство … ловким (хитрым, изворотливым) быть» – создает акцент на недоступном герою притворстве;
- метафоры – «ослепленный любовию», «луч надежды», «тьма лесов»;
- антонимы – «плакать – смеяться»;
- синонимы – «шутила, забавлялась»;
- умолчания – «в душе моей…», «владеет … рукой твоей…» – подчеркивают бесповоротный характер происходящего;
- эллипсис – «не славен – (разве) могу … прельстить», «не знал – (поэтому)… желал», «желать конца – (а ты) прости»;
- перифраз – «конец» – имеется виду конец жизни – смерть.
Слово «свет» в контексте речи означает круг людей, составляющих высшее общество, «токи» – «потоки», «владеет рукой» – значит «взял в жены», « крушил себя» – «печалился, горевал».
Стихотворение пронизано горечью разочарования. Лирический герой представляется мягким человеком: большое чувство опалило, но не озлобило его. Метафорический смысл названия – не просьба о прощении, а прощание – и с иллюзиями, и с любимой некогда женщиной.