Как писать стихи

Риторический вопрос


«Доколе?» – патетически изрекает герой какой-нибудь трагедии в момент страшного негодования или горя, воздевая руки к небу. Конечно, этот персонаж не требует ответа на свой непростой вопрос, и вовсе не потому, что он не желает его получить. Может, и хочет, но именно эта фраза произносится для выражения наивысшего эмоционального напряжения, для акцентирования внимания зрителя или читателя на неком важном для повествования моменте, кульминации действия.

Этот приём часто применяется в литературе и называется риторическим вопросом. Это термин определяется как своеобразный оборот речи, фигура, призванная усилить выразительность речи. «Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой в сущности утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен», – гласит литературный словарь.

Непосредственно в риторике, науке, изучающей ораторскую речь, такого рода вопросы применялись, наверное, с самого её зарождения. Уже в IV веке до нашей эры античный оратор Демосфен частенько озадачивал своих слушателей такими репликами: «Так когда же, наконец, граждане афиняне, вы будете делать что нужно?» или «К чему это я говорю?» После подобного вопроса публика замирала в молчании, все ждали, что же дальше произнесёт выступающий. Так слушатели сосредотачивались на речи, а существенные мысли лучше запоминались.

В художественных произведениях этот приём также часто встречается. Вот фрагмент средневековой героической поэмы «Песнь о Роланде», где повествуется о подвиге графа Роланда. Когда Роланд и его войска погибают в неравной битве, его дядя, император франков Карл Великий, оплакивает смерть своих лучших воинов:

Где ты, племянник? – молвит Карл в тоске. –
Где вы, архиепископ Оливье,
Жерен и побратим его Жерье?
Где вы, Атон и смелый Беранже,
Иворий и Ивон, что милы мне?
Где ты, гасконский рыцарь Анжелье?
Где дук Самсон и Ансеис-гордец?
Старик Жерар из Руссильона где?
Где пэры, коих я оставил здесь?

Здесь мы видим череду риторических вопросов, ответы на которые герой и так знает. Но эти бесконечные воззвания ясно показывают, как скорбит император.

С помощью риторических вопросов можно выражать не только горечь и страдания. Перед нами начальные строфы стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Похищение из гарема», в котором рассказывается о дерзком побеге жены султана, полюбившей иноверца:

Кто в ночи при луне открывает окно?
Чья рука, чья чалма там белеют?

Тих всё. Злой евнух уже дремлет давно,
И окошки гареме чернеют.

Ты, султанша, дрожишь? Ты, султанша, бледна?..
Страшно ждать при луне иноверца!..
Но зачем же, скажи мне, ты ждёшь у окна?
Отчего ноет сладостно сердце?

Эти слова принадлежат пылкому похитителю прекрасной султанши, и в них мы слышим нетерпение, тревогу, предвкушение скорой встречи и воссоединения с возлюбленной.

Непревзойдённым мастером эмоционально выражать любовь и восхищение является Александр Сергеевич Пушкин. В его произведениях мы можем обнаружить такие возвышенные высказывания:

Душа твоя чиста; унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть.
К чему тебе внимать безумства и страстей
Незанимательную повесть?

«Мой друг, забыты мной следы минувших лет…»

Любви! Но что же за могилой
Переживёт ещё меня?
Во мне бессмертна память милой,
Что без неё душа моя?

«Таврида»

Часто риторический вопрос используется для рефлексии. Автор или лирический герой, в чьи уста автор вкладывает такие размышления, задаёт ряд вопросов себе самому, чтобы лучше понять собственное состояние. Так поступает героиня стихотворения «Фиалка», написанного известным поэтом Серебряного века Игорем Северяниным:

Мне больно-больно… Мне жалко-жалко…
Зачем мне больно? Чего мне жаль?
Ах, я не знаю, ах, я – фиалка,
Так тихо-тихо ушла я в шаль.

А вот пример того, как автор засыпает героиню потоком риторических вопросов:

Давно ли навстречу буре
В грохот, огонь и дым
Шла ты на быстром аллюре
С эскадроном своим?
Давно ли земля горела
Под лёгким копытом коня?
Сколько ты хлопцев смелых
Вынесла из огня?

«Студентке», Ю. В. Друнина.

Здесь риторические вопросы помогают усилить впечатление читателя, заставить его поставить себя на место лирической героини и вместе с ней воскрешать в памяти страшные события недавнего прошлого.

Современные авторы тоже прибегают к риторическим вопросам, когда хотят добиться большей выразительности и живости своих произведений. Пример – резкие беспокойные строки стихотворения Ильи Кутика «Вступление»:

Чего же надо вам? Да, всем вам – раз, два, три и
четыре, пять…Чего? Историй? Истерии?

Историй? Но от их спокойных падежей
не вымрут комары, ни иглы у ежей…

Истерики? Ну что ж, пожалуйста, извольте, –
лишь крутану душой, как барабаном в кольте,

Как и многие другие стилистические фигуры, риторические вопросы придают речи экспрессивность и красочность, приближают её к живой эмоциональной человеческой речи. Поэтому этот приём регулярно применяется в самых различных жанрах литературы.



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах