Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Пушкин

«Мой друг, забыты мной следы минувших лет…» А. Пушкин

* * *

Мой друг, забыты мной следы минувших лет
И младости моей мятежное теченье.
Не спрашивай меня о том, чего уж нет,
Что было мне дано в печаль и в наслажденье,
     Что я любил, что изменило мне.
Пускай я радости вкушаю не вполне;
Но ты, невинная! ты рождена для счастья.
Беспечно верь ему, летучий миг лови:
Душа твоя жива для дружбы, для любви,
          Для поцелуев сладострастья;
Душа твоя чиста; унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть.
К чему тебе внимать безумства и страстей
          Незанимательную повесть?
Она твой тихий ум невольно возмутит;
Ты слезы будешь лить, ты сердцем содрогнешься;
Доверчивой души беспечность улетит,
И ты моей любви… быть может, ужаснешься.
Быть может, навсегда… Нет, милая моя,
Лишиться я боюсь последних наслаждений.
Не требуй от меня опасных откровений:
Сегодня я люблю, сегодня счастлив я.

24 и 25 августа 1821 г.

Анализ стиха А. С. Пушкина «Мой друг, забыты мной следы…»

Стихотворение написано Пушкиным в 1821 году во время южной ссылки. Это время можно назвать поворотным этапом в жизни и творчестве Александра Сергеевича. Чем более неопределенным, унылым и бесприютным виделось поэту настоящее, тем большее значение придавал он романтическому началу своего творчества. Стихотворение «Мой друг, забыты мной следы…» приоткрывает дверь во внутренний мир поэта – лирический герой явно ассоциируется с автором.

Оно включает такие средства художественной выразительности:

  • обращения – «мой друг», «милая моя», причем притяжательные местоимения подчеркивают особую доверительность отношений, симпатию лирического героя;
  • инверсию – «забыты следы», «счастлив я», «лишиться я боюсь», формирующую метрику стиха;
  • многочисленные метафоры – «следы лет», «радости вкушаю», «лови миг», «повесть безумства», столь характерные для творческой манеры поэта;
  • эпитеты – «мятежное теченье», «летучий (кратковременный) миг», «младенческая (в значении наивная, простодушная) совесть», «тихий (то есть кроткий, не бойкий) ум», «доверчивая душа», «опасные откровения (откровенные признания)», которые благодаря переносу значения метко и ярко характеризуют чувства;
  • антонимы – «печаль – наслажденье» – отражают полярные стороны жизни, ее реалии;
  • контекстуальные синонимы – «радость, счастье» – позволяют избежать повторов;
  • единственное риторическое восклицание – «…ты, невинная!» – подчеркивает важнейшую для лирического героя черту – непредвзятость, глубокую порядочность девушки;
  • олицетворения – «душа жива», «душа чиста», «совесть светла», «беспечность улетит», «повесть возмутит» – очеловечивая явления, позволяют точнее подать авторскую мысль;
  • ряды однородных членов предложения – «забыты следы, теченье», «верь, лови», «дружбы, любви, поцелуев»;
  • сравнения – «светла, как день»;
  • риторический вопрос – «К чему … внимать … повесть?»;
  • анафору – «душа твоя жива …, душа твоя чиста…»;
  • умолчание – «моей любви ужаснешься навсегда …» – создает интригу.

В рамках произведения поэт противопоставляет себя и свою визави, подчеркивает невозможность для себя личного счастья. Но думается, лирический герой лукавит, говоря о том, что им забыты значительные события и мятежные порывы молодости. Не надо забывать, что произведение написано пусть и не рядовым, но двадцатидвухлетним человеком. Очевидно, что лирический герой немного кокетничает и хочет пресечь расспросы невинной, но любознательной и претендующей на нежные чувства собеседницы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах