«Мой друг, забыты мной следы минувших лет…» А. Пушкин
* * * Мой друг, забыты мной следы минувших лет И младости моей мятежное теченье. Не спрашивай меня о том, чего уж нет, Что было мне дано в печаль и в наслажденье, Что я любил, что изменило мне. Пускай я радости вкушаю не вполне; Но ты, невинная! ты рождена для счастья. Беспечно верь ему, летучий миг лови: Душа твоя жива для дружбы, для любви, Для поцелуев сладострастья; Душа твоя чиста; унынье чуждо ей; Светла, как ясный день, младенческая совесть. К чему тебе внимать безумства и страстей Незанимательную повесть? Она твой тихий ум невольно возмутит; Ты слезы будешь лить, ты сердцем содрогнешься; Доверчивой души беспечность улетит, И ты моей любви… быть может, ужаснешься. Быть может, навсегда… Нет, милая моя, Лишиться я боюсь последних наслаждений. Не требуй от меня опасных откровений: Сегодня я люблю, сегодня счастлив я.
24 и 25 августа 1821 г.
Анализ стиха А. С. Пушкина «Мой друг, забыты мной следы…»
Стихотворение написано Пушкиным в 1821 году во время южной ссылки. Это время можно назвать поворотным этапом в жизни и творчестве Александра Сергеевича. Чем более неопределенным, унылым и бесприютным виделось поэту настоящее, тем большее значение придавал он романтическому началу своего творчества. Стихотворение «Мой друг, забыты мной следы…» приоткрывает дверь во внутренний мир поэта – лирический герой явно ассоциируется с автором.
Оно включает такие средства художественной выразительности:
- обращения – «мой друг», «милая моя», причем притяжательные местоимения подчеркивают особую доверительность отношений, симпатию лирического героя;
- инверсию – «забыты следы», «счастлив я», «лишиться я боюсь», формирующую метрику стиха;
- многочисленные метафоры – «следы лет», «радости вкушаю», «лови миг», «повесть безумства», столь характерные для творческой манеры поэта;
- эпитеты – «мятежное теченье», «летучий (кратковременный) миг», «младенческая (в значении наивная, простодушная) совесть», «тихий (то есть кроткий, не бойкий) ум», «доверчивая душа», «опасные откровения (откровенные признания)», которые благодаря переносу значения метко и ярко характеризуют чувства;
- антонимы – «печаль – наслажденье» – отражают полярные стороны жизни, ее реалии;
- контекстуальные синонимы – «радость, счастье» – позволяют избежать повторов;
- единственное риторическое восклицание – «…ты, невинная!» – подчеркивает важнейшую для лирического героя черту – непредвзятость, глубокую порядочность девушки;
- олицетворения – «душа жива», «душа чиста», «совесть светла», «беспечность улетит», «повесть возмутит» – очеловечивая явления, позволяют точнее подать авторскую мысль;
- ряды однородных членов предложения – «забыты следы, теченье», «верь, лови», «дружбы, любви, поцелуев»;
- сравнения – «светла, как день»;
- риторический вопрос – «К чему … внимать … повесть?»;
- анафору – «душа твоя жива …, душа твоя чиста…»;
- умолчание – «моей любви ужаснешься навсегда …» – создает интригу.
В рамках произведения поэт противопоставляет себя и свою визави, подчеркивает невозможность для себя личного счастья. Но думается, лирический герой лукавит, говоря о том, что им забыты значительные события и мятежные порывы молодости. Не надо забывать, что произведение написано пусть и не рядовым, но двадцатидвухлетним человеком. Очевидно, что лирический герой немного кокетничает и хочет пресечь расспросы невинной, но любознательной и претендующей на нежные чувства собеседницы.