«Блек энд уайт» В. Маяковский
Если Гавану окинуть мигом – рай-страна, страна что надо. Под пальмой на ножке стоят фламинго. Цветет коларио по всей Ведадо. В Гаване все разграничено четко: у белых доллары, у черных – нет. Поэтому Вилли стоит со щеткой у «Энри Клей энд Бок, лимитед». Много за жизнь повымел Вилли – одних пылинок целый лес, – поэтому волос у Вилли вылез, поэтому живот у Вилли влез. Мал его радостей тусклый спектр: шесть часов поспать на боку, да разве что вор, портовой инспектор, кинет негру цент на бегу. От этой грязи скроешься разве? Разве что стали б ходить на голове. И то намели бы больше грязи: волосьев тыщи, а ног – две. Рядом шла нарядная Прадо. То звякнет, то вспыхнет трехверстный джаз. Дурню покажется, что и взаправду бывший рай в Гаване как раз. В мозгу у Вилли мало извилин, мало всходов, мало посева. Одно единственное вызубрил Вилли тверже, чем камень памятника Масео: «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный». Мало вопросов Вилли сверлили. Но один был закорюка из закорюк. И когда вопрос этот влезал в Вилли, щетка падала из Виллиных рук. И надо же случиться, чтоб как раз тогда к королю сигарному Энри Клей пришел, белей, чем облаков стада, величественнейший из сахарных королей. Негр подходит к туше дебелой: «Ай бэг ёр пардон, мистер Брэгг! Почему и сахар, белый-белый, должен делать черный негр? Черная сигара не идет в усах вам – она для негра с черными усами. А если вы любите кофий с сахаром, то сахар извольте делать сами». Такой вопрос не проходит даром. Король из белого становится желт. Вывернулся король сообразно с ударом, выбросил обе перчатки и ушел. Цвели кругом чудеса ботаники. Бананы сплетали сплошной кров. Вытер негр о белые подштанники руку, с носа утершую кровь. Негр посопел подбитым носом, поднял щетку, держась за скулу. Откуда знать ему, что с таким вопросом надо обращаться в Коминтерн, в Москву?
5. VII. 1925 г., Гавана.
Из цикла «Стихи об Америке».
Анализ стихотворения Маяковского «Блек энд уайт»
Впечатления, которые вызвало путешествие автора за океан, отразились в поэтическом цикле об Америке. Критикуя пороки буржуазного общества, лирический герой обличает один из самых отвратительных изъянов – расовую дискриминацию. В стихотворении «Сифилис» голодное «негритье», Том и его безработная жена, становятся жертвой развращенного богача Свифта, охотника до «черненького мясца». Негр-уборщик из «Небоскреба в разрезе» вынужден питаться объедками, которые оставили посетители престижного ресторана. Он делит скудный ужин с крысами. Лирический герой приходит к неутешительному выводу: цивилизованное общество, пользующееся достижениями технического прогресса, живет по устаревшим, анахроническим, позорным законам.
В основе произведения, написанного летом 1925 г., лежит антитеза белого и черного оттенков кожи. Компоненты стилистической фигуры символизируют благополучие и нужду, которые гарантированы расовой принадлежностью.
Стихотворение начинается с упоминания броских примет экзотического пейзажа и первоначальных впечатлений лирического «я», выраженных лаконичной формулой «рай-страна». Чтобы показать ошибочность поверхностной оценки, автор включает в текст произведения миниатюрную новеллу о чернокожем чистильщике Вилли.
Жизнь не баловала молчаливого и скромного трудягу, с малолетства привыкшего работать. «Спектр радостей» бедняка ограничивается сном да случайной копейкой, брошенной вором-инспектором. Вилли не склонен к размышлениям и придерживается устоявшихся в обществе правил. Белому доступны доброкачественная пища и чистая работа, удел черного – гнилые фрукты и грязный низкооплачиваемый труд. Бессовестная природа буржуазного кодекса выражена лаконичным и экспрессивным стилем, в духе традиций поэтики Маяковского.
Смутные сомнения, одолевающие не привыкшего к раздумьям пролетария, Вилли адресует одному из богачей, сахарному королю Брэггу. Образ последнего получает ироническую характеристику «величественнейший» и саркастическое сравнение с белизной облаков. Итог несостоявшейся дискуссии на тему расового неравенства плачевен: оппонент избивает нахального негра, не считая нужным пускаться в рассуждения с черным босяком.
Неопытный и недалекий Вилли избрал неудачного собеседника, который в силу ограниченности и порочности не может оценить глубину наивных вопросов героя. По этой причине внезапное социальное прозрение обернулось против смельчака. Роскошные «чудеса ботаники», изображенные в финале, уже не могут ввести в заблуждение читателя, убедившегося в ложной сущности буржуазного мира.