Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Не улетай!» И. Северянин

Бегут по морю голубому
Барашки белые, резвясь…
Ты медленно подходишь к дому,
Полугрустя, полусмеясь…

Улыбка, бледно розовея,
Слетают с уст, как мотылек…
Ты цепенеешь, морефея,
И взгляд твой близок и далек…

Ты видишь остров, дальний остров,
И паруса, и челноки,
И ты молчишь легко и просто,
И вот — крыло из-под руки!…

Не улетай, прими истому:
Вступи со мной в земную связь…
Бегут по морю голубому
Барашки белые, резвясь…

Анализ стихотворения Северянина «Не улетай!»

Стихотворение «Не улетай!» написано в 1915 году, когда поэт находился в зените славы – он буквально царствовал на литературном Олимпе, позволяя себе поступки, присущие владетельным особам. Авторская манера И. В. Северянина характерна тем, что для достижения художественной выразительности своих текстов он часто использует средства, которые невозможно трактовать однозначно – они ярко иллюстрируют возможности нашего великого языка и степень владения словом и своеобразный талант Игоря Васильевича.

Например, однородные обстоятельства в виде деепричастий «полугрустя, полусмеясь…» являются оригинальными авторскими неологизмами и одновременно проявлением синтаксического параллелизма. Оборот «улыбка, …розовея, слетает» — пример сочетания образующих смысловое целое, но несовместимых по значению слов (катахрезы) и одновременно яркого оригинального олицетворения. Обстоятельство «розовея» — отсылка к свежему розовому цвету женских губ. Оборот «взгляд … близок и далек» — представляет собой олицетворение, но также является и оксюмороном, сочетающим противоречивые понятия с использованием антонимов как средства описания свойств, разных признаков одного и того же явления.

Среди иных художественных средств можно выделить:

  • инверсию – «бегут … барашки белые», «море голубое», «взгляд твой», она призвана выделить первое слово, сделать акцент на быстротечности времени;
  • авторский неологизм «морефея», который можно трактовать как «фея моря»;
  • сравнение «улыбка, как мотылек» намекает на отстраненность, неуловимость того нового, что написано на лице;
  • многосоюзие — «и паруса, и челноки, и молчишь…, и вот….» — плавно подводит читателя к следующему тропу;
  • эллипсис «и вот – (вырастает) крыло из-под руки!..» символически изображает готовность к полету, уходу от реальности, погружение в воображаемые миры;
  • эпифору – «видишь остров, дальний остров» — которая описывает эти миры – они бесконечно далеки от действительности;
  • метафору «прими истому», которая является призывом почувствовать тревогу поэта, обратить внимание на его чувства;
  • эпитет «земная связь» означает сопереживание, обмен впечатлениями, реальное общение, пусть даже бессловесное;
  • лексический повтор – «Бегут по морю голубому…» — этими строками автор, как рефреном, и начинает, и завершает стихотворение, иллюстрируя непрерывность времени и бытия – в 1915 году море волнуется так же, как миллионы лет назад;
  • риторическое восклицание «…крыло из-под руки!..» — единственный интонационный «всплеск», нарушающий спокойное «течение» стихотворения, его ровный тон.

Женщина не отвечает поэту, она застывает, цепенеет под влиянием охвативших ее сильных чувств, и они не касаются поэта. Поэтому ее молчание создает напряжение, будит его воображение и, в конечном счете, составляет интригу стихотворения.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах