Анафора
Чтобы придать выразительность своим стихотворениям, авторы поступают по-разному: кто-то рисует богатые на изящные детали картины с помощью эпитетов, кто-то играет смыслами, пряча образы за замысловатыми метафорами. Другие предпочитают работать со звуковым рисунком речи. Здесь тоже существует масса возможностей: можно комбинировать размеры, можно обрывать ритм, перенося слова предложения из одной строки в другую. Одним из популярных способов воздействовать на ритм произведения является анафора. Этот приём можно встретить в стихотворениях самых разных авторов из различных эпох и культур.
Слово «анафора» происходит от греческого «anaphora», что означает «восхождение, возвращение, вынесение вверх». В литературе под этим термином понимается стилистическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же звуков, слов или групп слов в начале соседних отрезков речи (строк, строф, отрывков и т. д.). Чаще всего анафоры можно встретить в стихотворениях, но случается, что некоторые авторы помещают эту фигуру в прозаические произведения. Примером этого может служить фрагмент статьи «Честь истинная и ложная» Д. С. Лихачёва:
«Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной».
Кроме того, анафоры можно обнаружить в религиозных текстах:
Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное. (Библия)
Часто анафорой пользуются ораторы и маркетологи, чтобы придать речи или слогану яркость, заострить внимание слушателя на каких-либо важных тезисах.
В зависимости о того, какой элемент повторяется в тексте, выделяются различные виды анафоры.
1. Звуковая (или фоническая) анафора – это повтор звуков в словах, расположенных в начале параллельных рядов.
Сорок отроков верхами
Следуют толпой.«Легенда», А. А. Фет.
2. Морфемная анафора предполагает, что в начале соседних отрезков речи будут повторяться морфемы, т. е. части слов, слоги.
Они – воители, творцы наук и книг,
Настаивая на высоком сходстве,
намериваюсь приравняться к ним
я в мастерстве своём и благородстве.«Смотрю на женщин, как смотрели встарь….», Б. А. Ахмадулина.
3. Лексическая (словесная) анафора является наиболее распространённой и представляет собой повтор целых слов в начале параллельных речевых отрезков.
Повсюду дружба водворилась,
Повсюду истина явилась…«Добродетель», В. А. Жуковский.
4. Синтаксическая анафора – это повтор синтаксических конструкций.
Разве я своею волей в сказочном лесу?
Разве я не задыхаюсь, если в сердце грех несу?«Страна Неволи», К. Д. Бальмонт.
5. Строфическая анафора представляет собой повтор частей фразы в начале строф стихотворения.
Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.«В горах», И. А. Бродский.
6. Строфико-синтаксическая анафора предполагает повторение одинаковых синтаксических конструкций в начале каждой строфы.
У нас с тобой обязательно будет Лето.
Настоящее лето, теплое, как рука.
Знаю, что счастье – сиреневые билеты.
Все силуэты уходят на берег Леты,
эти снега – превращаются в облака.У нас обязательно будет большое Море.
Такое большое, – только оно кругом.
Будет много историй. Они в миноре,
мажоре, соре, сорри, задоре, вздоре,
разговоре, с волнами, чайками и песком.«У нас с тобой обязательно будет Лето…», Арчет.
7. Ритмическая анафора редко встречается и применяется только в поэзии. При такой анафоре повторяются различные приёмы, например, паузирование в параллельных отрезках речи и др.
Следует отметить, что часто в произведениях обнаруживаются объединения нескольких видов анафоры.
Когда именно анафора начала использоваться в стихосложении, доподлинно неясно. Некоторые литературоведы склоняются к мысли о том, что эта фигура применялась в фольклоре, откуда её заимствовали первые поэты. До нас дошли стихотворения древнегреческого лирика Анакреона, жившего в V веке до нашей эры, содержащие анафору:
Нежный цвет его кудрей,
Золотых, как луч заката,
Золотых, как мед пчелиный,
Тех кудрей, что так чудесно
Оттеняли нежный стан.(перевод С. Лурье)
Анафору применял и античный поэт Феокрит (III в. до н. э):
К статуе Асклепия
Нынче в Милета жилища спускается отпрыск Пеана,
Хочет увидеть он там многих болезней врача, Никия.
Этот ему что ни день, то подарки приносит;
Нынче душистый он кедр выточить в статую дал
Эетиона искусным рукам за плату большую.
Мастер же в этот свой труд всю свою ловкость вложил.(перевод М. Грабарь-Пассек)
Мы можем встретить эту фигуру в произведениях, написанных на других языках. Вот 66 сонет Уильяма Шекспира, содержащий два вида анафоры сразу:
Sonnet 66. Tired with all these for restful death I cry
Tired with all these for restful death I cry,
As to behold desert a beggar born,
And needy nothing trimmed in jollity,
And purest faith unhappily forsworn,
And gilded honour shamefully misplaced,
And maiden virtue rudely strumpeted,
And right perfection wrongfully disgraced,
And strength by limping sway disabled
And art made tongue-tied by authority,
And folly (doctor-like) controlling skill,
And simple truth miscalled simplicity,
And captive good attending captain ill.
Tired with all these, from these would I be gone,
Save that to die, I leave my love alone.
Интересно, что переводчики также старались сохранить эту фигуру при переложении стихов на русский язык. Так, например, поступил Б. Л. Пастернак:
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Широко использовали анафору такие выдающиеся поэты, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Бунин, Г. Р. Державин, А. А. Фет и многие другие. Применяют анафору и современные авторы:
Я теперь ничего не ищу,
Значит, я ничего не теряю!
Эти поиски ада и рая
Больше в мысли свои не пущу.Я теперь не жалею себя,
Значит, хватит на многое силы.
Раньше много у Бога просила –
Возвращаю, душою скрипя!«Я теперь ничего не ищу…», Ах Астахова.
Применение анафоры может служить разным целям. Литературоведы выделяют следующие функции:
- усиление напряжения, факта, признака действия;
- выделение важного, концентрирование на слове, образе, фразе;
- конкретизация образа или понятия;
- категоричность.
Таким образом, анафора является важным способом сосредоточить внимание читателя на ключевых образах или выражениях, придать стихотворению более яркую эмоциональную окраску, задать определённый ритм и сделать произведение более выразительным и запоминающимся.