«Ещё те звёзды не погасли…» К. Фофанов
* * * Ещё те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа…
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез, –
И был от Иродова ока
Спасен Властительный Христос!..
Прошли века… И Он, распятый,
Но все по-прежнему живой,
Идет, как истины Глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом.
Анализ стихотворения К. М. Фофанова «Еще те звезды не погасли…»
Стихотворение «Еще те звезды не погасли…» является своеобразным религиозным манифестом первого русского символиста, ставшего кумиром в литературной среде своего времени. Не сумев овладеть новыми поэтическими формами, непрактичный романтический человек не выдержал неравного поединка с жизнью, но это не умаляет ценности его творческого наследия.
В рамках стихотворения автор констатирует незыблемую силу и непреходящее значение христианского учения. Оно описывает известный библейский сюжет – обстоятельства рождения младенца Христа.
Константин Михайлович использует такие выразительные средства:
- анафору – «Ещё … не погасли, еще … сияет», «идет по пажити…, идет, обильный…», позволяющую выделить ключевые слова;
- инверсию – «заря … та», «стекалися волхвы», «был спасен Христос», «по пажити мирской», «не поборет Ирод сильный», «прошли века», «истины Глашатай (провозвестник)» – чтобы обеспечить рифмовку;
- олицетворения – «ведомые звездою», «чуждаясь (сторонясь) ропота» – автор очеловечивает явления природы и даже действия людей, чтобы ярче представить образы;
- метафоры – «ропот молвы», «стекалися толпою», «восторг грез», «обильный (в контексте речи – наполненный чем-либо в большом количестве) святыней…»;
- эпитеты – «благоговейная толпа», «властительный Христос», «мирская пажить», «предательский меч»;
- умолчания – «заря сияет та…», «стекалися волхвы…», «был спасен Христос!..», «прошли века…», при помощи которых автор придает фразам особый смысл, подчеркивает значение произошедшего;
- антитезу – «распятый, но живой» – противопоставление человеческой и божественной сути Христа;
- архаизм – «око», вносящий ноту патетики;
- перифразы – «Иродово око» – автор имеет в виду особое внимание к младенцам царя Ирода, «мирская (относящаяся к миру как сообществу людей) пажить (дословно – пастбище)» – подразумевается жизнь человека, его каждодневное существование;
- риторическое восклицание – «был спасен Христос!..» – также подчеркивает значение события и чувства лирического героя;
- сравнение – «идет, как глашатай»;
- ряд однородных членов предложения – «святыней, правдой и добром»;
- религиозную лексику – «Христос», «святыня»;
- лексику высокого стиля – «глашатай истины», «грезы», «молва» – обусловленную тематикой произведения.
Ряд слов требует пояснения. «Волхвы – языческие жрецы, которым приписывались умения управлять стихиями и предсказывать будущее.
Редкая красота и высокая одухотворенность сочинения не оставляет равнодушными и наших современников: стихотворение «Еще те звезды не погасли…» необычайно популярно и в наши дни.