Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Фофанов

«Ещё те звёзды не погасли…» К. Фофанов

* * *

Ещё те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа…
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез, –
И был от Иродова ока
Спасен Властительный Христос!..
Прошли века… И Он, распятый,
Но все по-прежнему живой,
Идет, как истины Глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом.

Тематические подборки: стихи о Рождестве.

Анализ стихотворения К. М. Фофанова «Еще те звезды не погасли…»

Стихотворение «Еще те звезды не погасли…» является своеобразным религиозным манифестом первого русского символиста, ставшего кумиром в литературной среде своего времени. Не сумев овладеть новыми поэтическими формами, непрактичный романтический человек не выдержал неравного поединка с жизнью, но это не умаляет ценности его творческого наследия.

В рамках стихотворения автор констатирует незыблемую силу и непреходящее значение христианского учения. Оно описывает известный библейский сюжет – обстоятельства рождения младенца Христа.

Константин Михайлович использует такие выразительные средства:

  • анафору – «Ещё … не погасли, еще … сияет», «идет по пажити…, идет, обильный…», позволяющую выделить ключевые слова;
  • инверсию – «заря … та», «стекалися волхвы», «был спасен Христос», «по пажити мирской», «не поборет Ирод сильный», «прошли века», «истины Глашатай (провозвестник)» – чтобы обеспечить рифмовку;
  • олицетворения – «ведомые звездою», «чуждаясь (сторонясь) ропота» – автор очеловечивает явления природы и даже действия людей, чтобы ярче представить образы;
  • метафоры – «ропот молвы», «стекалися толпою», «восторг грез», «обильный (в контексте речи – наполненный чем-либо в большом количестве) святыней…»;
  • эпитеты – «благоговейная толпа», «властительный Христос», «мирская пажить», «предательский меч»;
  • умолчания – «заря сияет та…», «стекалися волхвы…», «был спасен Христос!..», «прошли века…», при помощи которых автор придает фразам особый смысл, подчеркивает значение произошедшего;
  • антитезу – «распятый, но живой» – противопоставление человеческой и божественной сути Христа;
  • архаизм – «око», вносящий ноту патетики;
  • перифразы – «Иродово око» – автор имеет в виду особое внимание к младенцам царя Ирода, «мирская (относящаяся к миру как сообществу людей) пажить (дословно – пастбище)» – подразумевается жизнь человека, его каждодневное существование;
  • риторическое восклицание – «был спасен Христос!..» – также подчеркивает значение события и чувства лирического героя;
  • сравнение – «идет, как глашатай»;
  • ряд однородных членов предложения – «святыней, правдой и добром»;
  • религиозную лексику – «Христос», «святыня»;
  • лексику высокого стиля – «глашатай истины», «грезы», «молва» – обусловленную тематикой произведения.

Ряд слов требует пояснения. «Волхвы – языческие жрецы, которым приписывались умения управлять стихиями и предсказывать будущее.

Редкая красота и высокая одухотворенность сочинения не оставляет равнодушными и наших современников: стихотворение «Еще те звезды не погасли…» необычайно популярно и в наши дни.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах