Как писать стихи

Ирония


«Какой зверь! А она меня не съест?!» – говорят в шутку, проходя мимо крохотной собачки.

«Ты просто гений!» – может услышать человек, который произнёс нечаянно что-то очевидно глупое или наивное.

«Мне вернули долг в сто рублей. Могу теперь жить и ни в чём себе не отказывать!» – заявляет коллега.

Нетрудно догадаться, что на самом деле в этих случаях никто не имеет в виду именно то, что озвучивается. Употребление выражения в смысле, обратном прямому значению, придаёт ситуации комизм или добавляет высказыванию назидательную нотку. В литературе этот приём известен как ирония и широко используется различными авторами с самых ранних времён.

Само слово «ирония» пришло к нам из греческого языка. «Eironeia» в переводе означает «ехидство, притворство». Согласно толковому словарю иностранных терминов, ирония – это тонкая насмешка, скрытая за серьёзной формой или внешне положительной оценкой. Литературная энциклопедия определяет иронию как троп, при котором отрицательное явление притворно изображается в положительном виде (в виде похвалы) с целью привлечь в нему внимание, высмеять или дискредитировать это явление.

Иронию с успехом применял ещё античный философ Сократ. С помощью этого приёма мыслитель сбивал спесь с людей, заявлявших о своей мудрости или мастерстве. Сократ приходил к такому зазнавшемуся эксперту и с видом простеца начинал задавать заранее продуманные вопросы о его деле или знаниях. Даже если человек действительно хорошо разбирался в чём-либо, он не мог знать всего, поэтому со временем запутывался в своих рассуждениях и заходил в тупик. Так Сократ достигал нескольких целей. Во-первых, он показывал окружающим, что нет предела познанию и совершенствованию, стимулируя людей развиваться. Во-вторых, на собственном примере (вспомним знаменитое изречение философа «я знаю только то, что ничего не знаю») демонстрировал, как важно быть скромным, даже если обладаешь обширными знаниями.

Ирония широко распространилась в Средневековье благодаря народной смеховой культуре, для которой характерно пародирование и высмеивание типичных образов и событий. Например, в европейской средневековой литературе было популярно иронизировать по поводу служителей церкви. В знаменитом «Романе о Лисе» его главный герой, хитрый лис Ренар, спаивая своего давнего врага, недалёкого волка Примо, подначивает его разыграть из себя настоящего епископа. Лис даже выбривает волку монашескую тонзуру и наряжает в подобающее облачение, приговаривая:

Когда ты сделаешься вдруг
Самим епископом, мой друг.
Ты по природе наделен
Всем тем, чем обладает он:
Ты честен, бескорыстен, ты
Умён

Одновременно в строках романа присутствует ирония и над персонажем, которого Ренар, конечно же, не считает достойным священного сана, и над духовенством, о чём явно свидетельствует образ волка в «монашеской шкуре».

В трагедии «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира читаем:

честный Брут
Сказал, что Цезарь был властолюбив.
Коль это правда, это тяжкий грех,
За это Цезарь тяжко поплатился.
Здесь с разрешенья Брута и других, —
А Брут ведь благородный человек,
И те, другие, тоже благородны

Перевод М. Зенкевича.

Ясно, что поэт вовсе не считает Брута и других убийц благородными и честными людьми. Здесь переносный смысл позволяет усилить антипатию к этим персонажам.

В русской литературе можно обнаружить множество случаев остроумной и оригинальной иронии. Обратим внимание на произведения И. А. Крылова, в которых с помощью образов животных обыгрываются привычки людей. Вот несколько фрагментов из знаменитых басен этого автора:

«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

«Стрекоза и муравей».

«Отколе, умная, бредешь ты, голова
Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

«Лисица и осёл».

Понятно, что муравей высказывается вовсе неодобрительно о поведении стрекозы, а лисица не считает осла образцом разумности. Но такие выражения более экспрессивны, ярче демонстрируют отношение героев и автора к ситуации. Можно сказать, что ирония здесь способствует воспитательному эффекту, помогая образно донести до читателя важную мысль.

Интересные примеры иронии можно встретить у представителей Золотого века русской литературы. Вот, как использует этот приём Александр Сергеевич Пушкин, когда желает высмеять некоторые человеческие качества:

«К северу граничит она [территория села Горюхино] с деревнями Дериуховом и Перкуховом, коего обитатели бедны, тощи и малорослы, а гордые владельцы преданы воинственному упражнению заячьей охоты». «История села Горюхина».

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица.
Необходимые глупцы…

«Евгений Онегин».

«Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником… Таковы были благородные увеселения русского барина!». «Дубровский».

Любопытно, что поэт был не прочь посмеяться и над собой. В следующем фрагменте повести «Египетские ночи» видим яркий пример самоиронии:

«Несмотря на великие преимущества, коими пользуются стихотворцы (признаться: кроме права ставить винительный падеж вместо родительного и еще кой-каких так называемых поэтических вольностей, мы никаких особенных преимуществ за русскими стихотворцами не замечаем)…».

Часто ирония помогает не только представить что-то в смешном свете, но и привлечь внимание к серьёзным вещам. Вот отрывок из стихотворения В. В. Князева «С натуры», в котором изобличаются острые социальные проблемы:

После сытного обеда
В кабинете у Володи
Долго шла у нас беседа
О страдающем народе…

Здесь нет слов, которые используются в переносном значении. Ирония заключена в самих образах, которые резко контрастируют между собой. С одной стороны мы видим персонажей, которые желают показать себя чуткими и внимательными к бедам окружающих людей (в числе которых наверняка присутствует и голод), а с другой – эти же люди только размышляют об этом, фактически заботясь об удовлетворении исключительно собственных потребностей.

Таким образом, ирония представляет собой интересный инструмент воздействия на читателя, слушателя или собеседника. С её помощью можно воспитывать, обращая внимание на недостатки или проступки. Можно жестоко высмеивать пороки общества и отдельных личностей. Можно шутить над собой, тем самым создавая комичный эффект и разряжая обстановку в компании. Неудивительно, что ирония довольно часто применяется не только в литературе, но и в обычной жизни.



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах