«К Диону» А. Дельвиг
Сядем, любезный Дион, под сенью развесистой рощи, Где, прохлажденный в тени, сверкая, стремится источник, – Там позабудем на время заботы мирские и Вакху Вечера час посвятим. Мальчик, наполни фиал фалернским вином искрометным! В честь вечно юному Вакху осушим мы дно золотое; В чаше, обвитой венком, принеси дары щедрой Помоны, – Вкусны, румяны плоды. Тщетно юность спешит удержать престарелого Хрона, Просит, молит его – не внимая, он далее мчится; Маленький только Эрот смеется, поет и, седого За руку взявши, бежит. Что нам в жизни сей краткой за тщетною славой гоняться Вечно в трудах только жить, не видеть веселий до гроба? – Боги для счастия нам и веселия дни даровали, Для наслаждений любви. Пой, в хороводе девиц белогрудых, песни веселью, Прыгай под звонкую флейту, сплетяся руками, кружися, И твоя жизнь протечет, как быстро в зеленой долине Скачет и вьется ручей. Друг, за лавровый венок не кланяйся гордым пританам. Пусть за слепою богиней Лициний гоняется вечно, Пусть и обнимет ее. Фортуна косы всеразящей Не отвратит от главы. Что нам богатства искать? им счастья себе не прикупим: Всех на одной ладие, и бедного Ира и Креза, В мрачное царство Плутона, чрез волны ужасного Стикса Старый Харон отвезет. Сядем, любезный Дион, под сенью развесистой рощи, Где, прохлажденный в тени, сверкая, стремится источник, – Там позабудем на время заботы мирские и Вакху Вечера час посвятим.
1814 г.
Анализ стихотворения Дельвига «К Диону»
Творческое наследие Антона Дельвига немногочисленно, так как лицейский товарищ Пушкина, по собственному признанию, отличался хронической ленью. Именно поэтому он не преуспел в учебе и был одним из первых кандидатов на отчисление из Царскосельского лицея. Юного Дельвига спасло лишь то, что он очень рано начал писать стихи, и в 16 лет уже публиковался в московских журналах. Именно этому периоду творчества поэта принадлежит стихотворение «К Диону», выдержанное в древнегреческой манере. Сам Антон Дельвиг на полном серьезе считал себя эллином и восхищался античной литературой. Поэтому неудивительно, что сюжет этого произведения основан на древнегреческой мифологии, а его главным героем является Дион (или Дионис) – бог виноделия.
Именно к нему обращается юный поэт, предлагая скоротать время «под сенью развесистой рощи» и отдать дань уважения молодому фалернскому вину. «В честь вечно юного Вакха осушим мы дно золотое», – провозглашает свой первый тост поэт, отмечая при этом, что сам он настроен на философский лад. Действительно, в этом произведении Дельвиг рассуждает о том, насколько скоротечно время, и неумолимый бог Хронос беспощаден к юношам, которые просят его замедлить свой бег. В итоге молодой человек не успевает оглянуться, как превращается в дряхлого старика и ловит насмешки юного бога Эроса, который когда-то был к нему благосклонен. Поэтому поэт выводит для себя некую формулу счастья, утверждая, что не стоит «в жизни сей краткой за тщетною славой гоняться». По мнению поэта, жить вечно в трудах ради того, чтобы стать знаменитым, и при этом добровольно отказаться от счастья – глупо и расточительно. Ведь боги даровали человеку жизнь «для наслаждений любви», а не для того, чтобы он превозносил самого себя.
Именно по этой причине Дельвиг считает, что бессмысленно тратить свою жизнь на то, чтобы разбогатеть. По его мнению, богиня Фортуна благосклонна лишь к тем, кто относится к богатству с легкостью и не боится потерять то, что имеет. Но при этом высшей ценностью для человека должны оставаться чувства, которые неподвластны деньгам, так как за них мы «счастье себе не прикупим». Мирская суета также утомляет юного поэта, который убежден, что жизнь нужно посвятить созерцанию прекрасного. Именно поэтому время от времени нужно приглашать бога Диона провести вечер под сенью деревьев и вкусить дары небес, к которым поэт относит вино и фрукты. Такое времяпровождение, по мнению Дельвига, позволяет обрести душевное равновесие и на время забыть мирские заботы, которые привносят в жизнь любого человека хаос и суету.