Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Колокол» Д. Кедрин

В колокол, мирно дремавший,
Тяжелая бомба с размаха
Грянула…
А. К. Толстой

В тот колокол, что звал народ на вече,
Вися на башне у кривых перил,
Попал снаряд, летевший издалече,
И колокол, сердясь, заговорил.

Услышав этот голос недовольный,
Бас, потрясавший гулкое нутро,
В могиле вздрогнул мастер колокольный,
Смешавший в тигле медь и серебро.

Он знал, что в дни, когда стада тучнели
И закрома ломились от добра,
У колокола в голосе звенели
Малиновые ноты серебра.

Когда ж врывались в Новгород соседи
И был весь город пламенем объят,
Тогда глубокий звон червонной меди
Звучал, как ныне… Это был набат!

Леса, речушки, избы и покосцы
Виднелись с башни каменной вдали.
По большакам сновали крестоносцы,
Скот уводили и амбары жгли…

И рухнули перил столбы косые,
И колокол гудел над головой
Так, словно то сама душа России
Своих детей звала на смертный бой!

30 августа 1942 г.

Анализ стихотворения Кедрина «Колокол»

Начиная с 1942 года, военная тема становится основной в творчестве поэта. К этому периоду относится и написание стихотворения «Колокол». Его предваряет эпиграф из А. К. Толстого, сразу задающий атмосферу тревоги и неопределенности.

Как и большинство произведений Д. Б. Кедрина, стихотворение изобилует изысканными художественными приемами, которые переплетаются и трансформируются друг в друга, среди них:

  • инверсия – «попал снаряд», «голос недовольный», «мастер колокольный», «звенели ноты», «врывались соседи», «был город объят», «с башни каменной», «сновали крестоносцы», «рухнули столбы косые», «вздрогнул мастер» – придающая речи схожесть с былинами;
  • олицетворения – «колокол звал», «потрясавший нутро бас», «колокол, сердясь, заговорил», «у колокола в голосе», «ноты звенели», «колокол гудел» – делающие колокол мобилизующим, сакральным символом;
  • гипербола – «закрома ломились от добра»;
  • эпитеты – «малиновые ноты», «гулкое нутро», «глубокий звон», «червонная медь», «смертный бой» – дают образную характеристику явлений, причем эпитет «малиновый» ассоциируется с так называемым малиновым звоном, радостной, мирной жизнью;
  • метафоры – «ноты серебра», «объят пламенем», «звон меди», «столбы перил», «душа России»;
  • риторические восклицания – «Это был набат!», «… душа России звала!..» – отражают эмоциональную составляющую произведения;
  • умолчания – «… звучал, как ныне…», «… амбары жгли…» – заставляют читателя домысливать страшные картины разорения родной земли;
  • ряды однородных членов предложения – «леса, речушки, избы, покосцы», «сновали, уводили, жгли» – помогают дать всестороннее описание явлений и событий;
  • многосоюзие – «И рухнули…, и … гудел…» – позволяет интонационно выделить смысловые блоки;
  • контекстуальные синонимы – «голос», «бас»;
  • разговорная лексика – «добро» – в контексте речи слово имеет значение «имущество, припасы»;
  • устаревшая лексика – «тучнели» («жирели», глагол от слова «тучный», в контексте речи – «жирный, упитанный»).

Некоторые слова требуют объяснения: «набат» – это сигнал тревоги, своеобразное оповещение, производимое ударами колокола. «Вече» – народное собрание в средневековой и древней Руси. «Тигель» – сосуд для плавления металлов. «Закрома» – кладовые, место, где хранят какую-нибудь еду, урожай.

Архаическая отсылка к вече – напоминание о многовековой традиции русских отражать нападения врагов всем миром.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах