Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Ассонанс

Наш язык располагает множеством средств, которые помогают сделать речь яркой и запоминающейся. Одним из них является ассонанс. Этот стилистический приём неизменно придаёт произведениям, в которых применяется, оригинальность и выразительность.

Следует сразу уточнить, что в литературе встречается два толкования термина ассонанс. В романской поэзии под этим понятием имеется в виду неполная рифма, в которой совпадают только гласные звуки. Вот пример такой рифмы:

То-то же! По ночам
Не молись – идолам!
Я твою тайну выдала,
Идолопоклонница.

«Бессонница», М. И. Цветаева.

В нашем случае речь идёт об ассонансе как о способе звукозаписи, при котором в определённом фрагменте произведения (чаще поэтического) повторяются гласные. Этот термин происходит от французского слова «assonance», переводящегося как «созвучие», которое в свою очередь восходит к латинскому «assono» – «откликаюсь, звучу в лад». Понятие ассонанс антонимично аллитерации, но это не значит, что эти приёмы не применяются вместе. Наоборот, часто именно соседство повторяющихся согласных и гласных создаёт интересный звуковой рисунок стихотворения. Так, например, произошло в этом случае:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.

«Бородино», М. Ю. Лермонтов.

Сочетание повторяющихся «а» и «у» напоминает о перекличке звонких голосов бравых молодых солдат, а добавляющаяся аллитерация («ш», «к») придаёт строчкам юмористическую нотку. Так трагический в целом сюжет приобретает мажорный настрой.

Исследователи склоняются к мнению, что ассонансы пришли в поэтический язык из фольклора. Мы обнаруживаем применение этого приёма в старинных песнопениях. Вот отрывок из древнегерманского эпоса «Песнь о Хильдебранде», сохранившаяся рукопись которого датирована IX веком (предполагают, что оригинал ещё более древний):

Hiltibrant enti Hadubrant | untar heriun twem
Sunufatarungo | irò saro rihtun
Gartun se irò gudhamun | gurtun sih irò swert ana
Helidos ubar hringa | do si to dero hiltiu ritun…

В русском фольклоре на ассонансе построено множество песен. Это неспроста, ведь именно повторяющиеся гласные придают мелодичность и протяжность напеву.

Уж ты ночка, ночка тёмная,
Темна ноченька осенняя,
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, не ясных звёздочек.

Вечер то мне матушка малым мало спалось,
Что малым мало спалось, много виделось…

Русские поэты также прибегали к этому приёму, чтобы добавить строкам музыкальность. Перед нами произведение А. А. Дельвига «Русская песня», которая не в последнюю очередь из-за ассонансов часто принималась за продукт народного творчества.

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?

Звук «о» создаёт протяжность в строках, напоминающих тоскливый стон, который издаёт лирическая героиня, оплакивающая потерянную любовь. Интересно, что та же гласная может нести совершенно иное настроение, будучи окружённой другими звуками. Вот фрагмент произведения «Разлука» М. И. Цветаевой:

Башенный бой.
Брошенный бой.
Где на земле –
Мой
Дом,
Мой – сон,
Мой – смех,
Мой – свет,
Узких подошв – след.

Точно рукой
Сброшенный в ночь –
Бой.

– Брошенный мой!

Здесь на восприятие влияют резкие взрывные сочетания согласных «б», «бр», «д». Из-за них «о» звучит не тягуче и печально как в предыдущем примере, а звонко и хлёстко, делая стихи похожими на вспышки яркого света.

Иногда повторяющаяся «е» соседствует с приглушёнными свистящими и шипящими согласными звуками. Это формирует вокруг строк своеобразный ореол нежности и чувственности. Обнаружить этот удивительный эффект мы можем в произведениях Б. А. Ахмадулиной. Вот отрывок из стихотворения «Ночь»:

Пока руке бездействовать велю,
любой предмет глядит с кокетством женским,
красуется, следит за каждым жестом,
нацеленным ему воздать хвалу.

Похожие ощущения возникают при чтении строк И. А. Бунина (стихотворение «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…»).

Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в берёзах у межи
Беспечно иволги болтают.

Однако здесь к «е» добавляется гласный «а», который добавляет этой сентиментальной летней картине теплоты и яркости.

Обратим внимание, что с помощью ассонанса можно создавать не только протяжность и плавность, но и формировать динамику. Так поступает К. Д. Бальмонт в стихотворении «Я вольный ветер, я вечно вею…»:

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая…

В этих строках мягкие «е», «и» сменяются более звонкими «а», «о», «у», отчего складывается полное впечатление о голосе ветра, то тихо шелестящем, то гулко воющем.

Ассонанс может пригодиться, когда требуется создать мажорное настроение. Этим часто пользуются авторы патриотических маршей.

Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон,
Но от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней.

«Красная Армия всех сильней», слова П. Григорьева, музыка С. Покрасса.

Здесь сочетание громких звонких гласных «а» и «о» задаёт бодрый ритм и вселяет в слушателей задорную уверенность.

Всё выше, и выше, и выше
Стремим мы полёт наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.

«Авиамарш», слова П. Д. Германа, музыка Ю. А. Хайта.

В этом отрывке также чувствуется жизнерадостность и приподнятое настроение, твёрдая вера в светлый завтрашний день.

Не только русские авторы прибегали к ассонансу, чтобы придать тот или иной оттенок своим строкам. Вот фрагмент стихотворения «The Raven» Э. А. По, в котором повторяются дифтонги (сочетание двух гласных звуков), привносящие в произведение зловещее звучание:

Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,
Over many a quaint and curious volume of forgotten lore –
While I nodded, nearly napping, suddenly there came a tapping,
As of some one gently rapping, rapping at my chamber door.
”’Tis some visitor,” I muttered, ”tapping at my chamber door –
Only this and nothing more.”

Той же цели служат тягучие «о», предшествующие сонорному «r». Они как бы создают таинственный рокот, усиливая тревожную атмосферу.

В современной русской поэзии также можно найти примеры применения ассонанса. Повторение протяжного «о» в стихотворении В. Полозковой придаёт ему сходство с народной песней:

Шалостью бризовой,
Шелестью рисовой –
Поговори со мной,
Поговори со мной,
Солнечной, лиственной
Вязью осмысленной –
Ну поделись со мной…

Итак, мы видим, что при помощи этого стилистического средства можно достичь разных целей. Можно придать строкам напевность, заунывность, мягкость и нежность. А можно, наоборот, взбудоражить читателя бравурным ритмом, зарядить бодростью и оптимизмом. Или привести в тревожное состояние и даже напугать. Благодаря этой многофункциональности ассонанс остаётся востребованным приёмом не только в литературе, но и в обычной жизни, где используется в рекламных слоганах или публичных выступлениях.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах