«Тростник» М. Лермонтов
Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И, будто оживленный,
Тростник заговорил –
То голос человека
И голос ветра был.
И пел тростник печально:
«Оставь, оставь меня!
Рыбак, рыбак прекрасный,
Терзаешь ты меня!
И я была девицей,
Красавица была,
У мачехи в темнице
Я некогда цвела,
И много слез горючих
Невинно я лила;
И раннюю могилу
Безбожно я звала.
И был сынок любимец
У мачехи моей,
Обманывал красавиц,
Пугал честных людей.
И раз пошли под вечер
Мы на берег крутой
Смотреть на сини волны,
На запад золотой.
Моей любви просил он, –
Любить я не могла,
И деньги мне дарил он, –
Я денег не брала;
Несчастную сгубил он,
Ударив в грудь ножом,
И здесь мой труп зарыл он
На берегу крутом;
И над моей могилой
Взошел тростник большой,
И в нем живут печали
Души моей младой.
Рыбак, рыбак прекрасный,
Оставь же свой тростник.
Ты мне помочь не в силах,
А плакать не привык!»
1832 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Тростник»
Юного автора привлекает романтическая сущность жанра баллады – острота конфликтов, напряженность действия, эмоциональная насыщенность, преобладание мрачного колорита. После первых подражательных стихотворений появляются более самостоятельные творения – «Русалка» и «Тростник», которые датированы 1832 г.
Архаический фольклорный сюжет о чудесной дудочке, раскрывающей тайну гибели человека, лег в основу «Тростника». Исследователи затрудняются в определении точного источника, относя к нему и английский вариант народной баллады о сестрах-соперницах, и славянские сказочные мотивы, повествующие о подругах, позавидовавших красоте героини, или злой сестре, умертвившей брата. Суть бродячего сюжета – переселение души невинно убиенного в растение, которое появляется на месте преступления.
В лермонтовской трактовке жертвой становится молодая девушка-сирота. Безрадостная жизнь в доме мачехи, незаслуженные обиды порождали в душе бедняжки греховные мечты о смерти, «ранней могиле». Отвергнув домогательства сводного брата, обманщика и разбойника, красавица была убита жестоким «любимцем» мачехи. На месте гибели «взошел тростник большой», в которой вселилась душа девушки. Трагическую историю-песню поведала сухая тростинка, случайно срезанная посторонним человеком – «рыбаком веселым».
Архаический мотив завершается обнародованием обстоятельств преступления, которое предполагает возмездие, последующее наказание убийцы. Поэт поступает иначе: героиня просит не тревожить ее скорбный покой. Показательно, что страшная тайна открывается не заинтересованному лицу – родственнику или старейшине, а случайному равнодушному человеку. Ничто не поможет жертве: бесполезны публичное оглашение деталей трагедии, месть злодею, сочувствие и утешение. Лирический монолог героини оканчивается скорбными и скептическими нотами.
Жанр баллады в творчестве Лермонтова приобретает емкость и многозначность, выражая сложные переживания и вбирая в себя множество второстепенных, но важных мотивов. Несчастное сиротство и робкая попытка богоборчества, беззащитность и губительность красоты, упрек в безразличии – эти темы проявляются в безыскусной и наивной, но искренней и страстной песне девушки-тростинки.
Поэт прибегает к упрощенной строфике, отказываясь от изысканных тропов и ритмических новаций. «Тростник» предвосхищает идейно-стилевые особенности баллад зрелого периода.
Баллады ✑