«Тростник» М. Лермонтов
Сидел рыбак веселый На берегу реки, И перед ним по ветру Качались тростники. Сухой тростник он срезал И скважины проткнул, Один конец зажал он, В другой конец подул. И, будто оживленный, Тростник заговорил – То голос человека И голос ветра был. И пел тростник печально: «Оставь, оставь меня! Рыбак, рыбак прекрасный, Терзаешь ты меня! И я была девицей, Красавица была, У мачехи в темнице Я некогда цвела, И много слез горючих Невинно я лила; И раннюю могилу Безбожно я звала. И был сынок любимец У мачехи моей, Обманывал красавиц, Пугал честных людей. И раз пошли под вечер Мы на берег крутой Смотреть на сини волны, На запад золотой. Моей любви просил он, – Любить я не могла, И деньги мне дарил он, – Я денег не брала; Несчастную сгубил он, Ударив в грудь ножом, И здесь мой труп зарыл он На берегу крутом; И над моей могилой Взошел тростник большой, И в нем живут печали Души моей младой. Рыбак, рыбак прекрасный, Оставь же свой тростник. Ты мне помочь не в силах, А плакать не привык!»
1832 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Тростник»
Юного автора привлекает романтическая сущность жанра баллады – острота конфликтов, напряженность действия, эмоциональная насыщенность, преобладание мрачного колорита. После первых подражательных стихотворений появляются более самостоятельные творения – «Русалка» и «Тростник», которые датированы 1832 г.
Архаический фольклорный сюжет о чудесной дудочке, раскрывающей тайну гибели человека, лег в основу «Тростника». Исследователи затрудняются в определении точного источника, относя к нему и английский вариант народной баллады о сестрах-соперницах, и славянские сказочные мотивы, повествующие о подругах, позавидовавших красоте героини, или злой сестре, умертвившей брата. Суть бродячего сюжета – переселение души невинно убиенного в растение, которое появляется на месте преступления.
В лермонтовской трактовке жертвой становится молодая девушка-сирота. Безрадостная жизнь в доме мачехи, незаслуженные обиды порождали в душе бедняжки греховные мечты о смерти, «ранней могиле». Отвергнув домогательства сводного брата, обманщика и разбойника, красавица была убита жестоким «любимцем» мачехи. На месте гибели «взошел тростник большой», в которой вселилась душа девушки. Трагическую историю-песню поведала сухая тростинка, случайно срезанная посторонним человеком – «рыбаком веселым».
Архаический мотив завершается обнародованием обстоятельств преступления, которое предполагает возмездие, последующее наказание убийцы. Поэт поступает иначе: героиня просит не тревожить ее скорбный покой. Показательно, что страшная тайна открывается не заинтересованному лицу – родственнику или старейшине, а случайному равнодушному человеку. Ничто не поможет жертве: бесполезны публичное оглашение деталей трагедии, месть злодею, сочувствие и утешение. Лирический монолог героини оканчивается скорбными и скептическими нотами.
Жанр баллады в творчестве Лермонтова приобретает емкость и многозначность, выражая сложные переживания и вбирая в себя множество второстепенных, но важных мотивов. Несчастное сиротство и робкая попытка богоборчества, беззащитность и губительность красоты, упрек в безразличии – эти темы проявляются в безыскусной и наивной, но искренней и страстной песне девушки-тростинки.
Поэт прибегает к упрощенной строфике, отказываясь от изысканных тропов и ритмических новаций. «Тростник» предвосхищает идейно-стилевые особенности баллад зрелого периода.
Баллады ✑