«Не жаль мне дней ни радостных, ни знойных…» А. Блок
* * * Не жаль мне дней ни радостных, ни знойных,
Ни лета зрелого, ни молодой весны.
Они прошли – светло и беспокойно,
И вновь придут – они землей даны.Мне жаль, что день великий скоро минет,
Умрет едва рожденное дитя.
О, жаль мне, друг, – грядущий пыл остынет,
В прошедший мрак и в холод уходя!Нет, хоть в конце тревожного скитанья
Найду пути, и не вздохну о дне!
Не омрачить заветного свиданья
Тому, кто здесь вздыхает обо мне.
27 июля 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения А. А. Блока «Не жаль мне дней…»
Стихотворение «Не жаль мне дней ни радостных, ни знойных…» написано в июле 1901 года. Созданное в ранний период творчества Блока, произведение, выстроенное в форме дружеского разговора, является попыткой заглянуть в будущее. Оно относится к жанру философской лирики, поднимает важную мировоззренческую проблему – познаваемость мира, и отражает направление духовных поисков молодого поэта.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- ряды однородных членов предложения – «дней, лета, весны», «радостных, знойных», «светло, беспокойно», «мрак, холод», «найду, не вздохну» – позволяющие автору всестороннее описать свои действия и явления действительности;
- инверсию – «дней ни радостных, ни знойных», «день великий», «умрет дитя», она дает возможность гармонично выстроить рифму и выделить ключевое слово определенной фразы;
- контекстуальные антонимы – «зрелое – молодая» – описывают воспринимаемый лирическим героем мир во всем его многообразии;
- олицетворения – «землей даны», «пыл остынет» – придают речи яркую образность;
- лексику высокого стиля – «дитя», «грядущий», «омрачить», придающую нотки патетики;
- обращение – «друг» – обозначает адресата речи;
- метафору – «в мрак и холод уходя» – она описывает необратимость, неотвратимость жизненных перемен и их преходящий характер;
- риторические восклицания – «О, жаль мне…!», «Нет, не вздохну…!» – подчеркивают высоту эмоций лирического героя;
- эпитеты – «тревожное скитанье», «заветное свиданье», «великий день», отсылающие читателя к чувствам автора;
- лексический повтор – «Мне жаль, что день… О, жаль мне…»;
- перифраз – «тревожное скитанье» – напряженные поиски истины.
Композиция произведения трехчастная, в основе деления – контрастность настроения. Первая строфа – констатация факта, вторая строфа – авторская оценка, третья – вывод.
Стихотворение носит на себе отпечаток подражательности А. А. Фету находящегося в периоде ученичества Блока – неопределенность, недосказанность, скрытая в полутонах и переходах тайна. С помощью слова «жаль» автор обозначает и свое психологическое состояние, и водораздел между значимыми и незначимыми для него явлениями.
В рамках произведения Блок описывает процесс осмысления судеб человечества, предназначения и особой роли поэта и связанные с этим утраченные возможности и издержки, прежде всего временные. Великий день – это срок ожидаемого откровения, то самое «заветное свидание», которое непременно состоится.