«Есть наслаждение и в дикости лесов…» К. Батюшков
Есть наслаждение и в дикости лесов, Есть радость на приморском бреге, И есть гармония в сем говоре валов, Дробящихся в пустынном беге. Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, Для сердца ты всего дороже! С тобой, владычица, привык я забывать И то, чем был, как был моложе, И то, чем ныне стал под холодом годов. Тобою в чувствах оживаю: Их выразить душа не знает стройных слов И как молчать об них, не знаю. Шуми же ты, шуми, огромный океан! Развалины на прахе строит Минутный человек, сей суетный тиран, Но море чем себе присвоит?..
Июль – август 1819 г.
Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…»
Стихотворение «Есть наслаждение и в дикости лесов…» написано летом 1819 года в Италии, куда Батюшков отправился принимать дипломатическое назначение, и навеяно прекрасными морскими пейзажами и яркими образами этой южной страны.
В рамках стихотворения Константин Николаевич воспевает вовсе не уединение. Напротив, в общении с людьми он всегда находил спасение от душевной тоски и предчувствия грядущей болезни. Но поэт чувствует умиротворение, истинное наслаждение и в единении с природой. Ее удивительная гармония помогает сбросить груз пережитого, успокаивает его, примиряет с действительностью, придает силы творить, оживляет чувства – «тобою в чувствах оживаю». Олицетворенная душа поэта оказывается в противоречивой ситуации – когда невозможно говорить и невозможно молчать: чувства переполняют ее.
Поэт использует следующие выразительные средства:
- анафору – «Есть наслаждение…, есть радость … и есть гармония…», при помощи которой поэт отражает всю полноту жизни;
- метафоры – «дикость лесов», «говор валов (волн)», «холод годов» – позволяют сделать текст более емким и впечатляющим;
- эпитеты – «пустынный бег», «стройные (ясные) слова» – способствуют созданию соответствующих образов;
- симплока (повторение начальных и конечных слов в смежных фразах при разной середине или разных начале и конце) – «…ты, для сердца ты …дороже» – позволяет сделать акцент на ключевом слове – местоимении «ты», то есть природе;
- обращения «природа-мать» и «владычица» говорят о том, что поэт обожествляет красоту окружающего мира, признает ее приоритет и безусловную власть над собой;
- риторическое восклицание – «… ты всего дороже!» – высвечивает истинные ценности автора;
- старославянизм «брег» придает повествованию строгую торжественность;
- синтаксический параллелизм – «и то, чем был, …и то, чем стал» – характеризует степень и длительность воздействия на поэта красоты окружающего мира – поэт подвержен ему всю свою сознательную жизнь;
- контекстные антонимы – «был (моложе) – стал (под холодом годов)»;
- олицетворения – «душа не знает слов», «говор валов» – попытка создать все понимающего собеседника;
- эллипсис – «как молчать – (я) не знаю».
Стихотворение написано просто и искренне. Понимая, что поэзия – это чувства, образы, а не слова и не рифмы, поэт старается быть с читателями предельно откровенным, и произведение приобретает исповедальный характер.