Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Константин Батюшков

«Есть наслаждение и в дикости лесов…» К. Батюшков

Есть наслаждение и в дикости лесов,
‎   Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
‎   Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
‎‎   Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
‎   И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
‎‎   Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов
‎   И как молчать об них, не знаю.
Шуми же ты, шуми, огромный океан!
‎‎   Развалины на прахе строит
Минутный человек, сей суетный тиран,
‎   Но море чем себе присвоит?..

Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

Стихотворение «Есть наслаждение и в дикости лесов…» написано летом 1819 года в Италии, куда Батюшков отправился принимать дипломатическое назначение, и навеяно прекрасными морскими пейзажами и яркими образами этой южной страны.

В рамках стихотворения Константин Николаевич воспевает вовсе не уединение. Напротив, в общении с людьми он всегда находил спасение от душевной тоски и предчувствия грядущей болезни. Но поэт чувствует умиротворение, истинное наслаждение и в единении с природой. Ее удивительная гармония помогает сбросить груз пережитого, успокаивает его, примиряет с действительностью, придает силы творить, оживляет чувства – «тобою в чувствах оживаю». Олицетворенная душа поэта оказывается в противоречивой ситуации – когда невозможно говорить и невозможно молчать: чувства переполняют ее.

Поэт использует следующие выразительные средства:

  • анафору – «Есть наслаждение…, есть радость … и есть гармония…», при помощи которой поэт отражает всю полноту жизни;
  • метафоры – «дикость лесов», «говор валов (волн)», «холод годов» – позволяют сделать текст более емким и впечатляющим;
  • эпитеты – «пустынный бег», «стройные (ясные) слова» – способствуют созданию соответствующих образов;
  • симплока (повторение начальных и конечных слов в смежных фразах при разной середине или разных начале и конце) – «…ты, для сердца ты …дороже» – позволяет сделать акцент на ключевом слове – местоимении «ты», то есть природе;
  • обращения «природа-мать» и «владычица» говорят о том, что поэт обожествляет красоту окружающего мира, признает ее приоритет и безусловную власть над собой;
  • риторическое восклицание – «… ты всего дороже!» – высвечивает истинные ценности автора;
  • старославянизм «брег» придает повествованию строгую торжественность;
  • синтаксический параллелизм – «и то, чем был, …и то, чем стал» – характеризует степень и длительность воздействия на поэта красоты окружающего мира – поэт подвержен ему всю свою сознательную жизнь;
  • контекстные антонимы – «был (моложе) – стал (под холодом годов)»;
  • олицетворения – «душа не знает слов», «говор валов» – попытка создать все понимающего собеседника;
  • эллипсис – «как молчать – (я) не знаю».

Стихотворение написано просто и искренне. Понимая, что поэзия – это чувства, образы, а не слова и не рифмы, поэт старается быть с читателями предельно откровенным, и произведение приобретает исповедальный характер.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах