«Тоска» И. Никитин
Как у нас по селу
Путь-дорога лежит,
По степной по глухой
Колокольчик звенит.На мосту прозвенит,
За горой запоёт,
Молодца-удальца
За собою зовёт.Ax, у нас-то житьё –
От сохи к бороне,
Наяву – сухота,
Нужда-горе во сне.В синеву да в туман
Наше поле ушло,
Любо ясным очам,
Да плечам тяжело…По траве ль, по росе
Алый вечер идёт –
По буграм, по межам
Хищных птиц перелёт.Стон кукушки в лесу,
Чей-то плач за рекой…
Дать бы волю тоске –
Пролилась бы слезой.А вдали облака
Охватило огнём:
Высоко поднялась
Колокольня с крестом.Золотой городок
Вдоль по взморью стоит,
Из серебряных труб
Дым янтарный валит.Пролетит на ночлег
Белый голубь в село.
В синеве – по заре
Загорится крыло.Уж и где ж ты, трава,
Без покосу растёшь –
Молодецкая жизнь,
Без печали идёшь?Ах ты, глушь-тишина,
Всё ковыль, камыши –
На всю степь закричи,
Не ответит души.
1857 г.
Анализ стихотворения И. С. Никитина «Тоска»
Стихотворение с говорящим названием «Тоска» стилизовано И. С. Никитиным под народную песню с ее непередаваемой, берущей за душу напевной красотой. Оно отражает тяжелое положение крестьян и убедительно передает их вековую мечту о свободе и избавлении от изнуряющего труда и беспросветной нужды.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «птиц перелет», «поднялась колокольня», «дым янтарный», «загорится крыло», расставляющую смысловые акценты;
- внутренние рифмы – «по степной по глухой», «молодца-удальца», «по буграм, по межам» – усиливающие звучность стиха, его мелодичность, удерживающие композицию в жестком ритмическом каркасе и в конечном итоге облегчающие запоминание;
- синонимы – «путь-дорога» «тоска, печаль», в том числе контекстуальные – «сухота – нужда-горе», «стон, плач»;
- антонимы – «наяву – во сне»;
- метафоры – «в туман поле ушло» – то есть простирается далеко, «загорится крыло» – ярко осветится заходящим солнцем;
- сравнение – «пролилась бы слезой»;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «городок» как чудесное воплощение вековечной народной мечты, «колокольчик» – он является своеобразным утешением, развлечением, разнообразящим унылые будни;
- аллитерацию – «за горой запоет, за собою зовет», «по заре загорится крыло», «глушь – тишина», заостряющую внимание читателя на ключевых фразах;
- олицетворения – «колокольчик запоет, зовет», «вечер идет», «стон кукушки», «тоска пролилась бы»;
- ряды однородных членов предложения – «прозвенит, запоет, зовет»;
- междометие – «Ах», дублирование которого усиливает эмоциональность речи, передает сожаление;
- антитезу – «любо очам, плечам тяжело… » – то есть землю видеть отрадно, но тяжело обрабатывать;
- эпитеты – «ясные очи», «алый вечер», «золотой городок», «молодецкая жизнь»;
- риторический вопрос – «Где ты без печали…?», являющийся горестным ответом – отрицанием;
- обращения – «трава», «молодецкая жизнь».
Некоторые слова требуют пояснений. «Сухота» в контексте речи – это забота, тревога, беспокойство, «межа» – середина колеи, образованной колесами повозок.
Стихотворение пронизывает мотив уныния и заброшенности, беспросветности жизни, безысходности положения: автор использует такие лексические средства, как выражения «плач за рекой», «глухая дорога», «закричи – не ответит».
Упоминание о золотом городке вызывает ассоциацию с библейским образом небесного Иерусалима, рая, грядущего небесного царства. Вкупе с колокольней город-символ является отсылкой к желанному краю с изобильной и счастливой жизнью, к которой стремится каждый. Он транслирует представления о дальних краях, больших городах, где люди живут свободно и счастливо.