«Благовещенье в Москве» К. Бальмонт
Благовещенье и свет, Вербы забелели. Или точно горя нет, Право, в самом деле? Благовестие и смех, Закраснелись почки. И на улицах, у всех Синие цветочки. Сколько синеньких цветков, Отнятых у снега. Снова мир и свеж и нов, И повсюду нега. Вижу старую Москву В молодом уборе. Я смеюсь и я живу, Солнце в каждом взоре. От старинного Кремля Звон плывёт волною. А во рвах живёт земля Молодой травою. В чуть пробившейся траве Сон весны и лета. Благовещенье в Москве, Это праздник света!
Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Очертания снов».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Благовещенье в Москве»
Название стихотворения говорит само за себя: автор при всем свободном образе жизни не может удержаться и не передать свои впечатления от празднования Благовещенья – одного из крупнейших православных праздников. Он знаменует получение Девой Марией благой вести о предстоящем рождении ею Спасителя мира – Иисуса Христа.
Стихотворение описывает духовный подъем народа и содержит такие средства художественной выразительности:
- риторический вопрос – «Или точно горя нет …?» – отражает надежду лирического героя на утешение, нравственное очищение;
- инверсию – «закраснелись почки», «живет земля», создающую акцент на природных явлениях;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «цветочки», «синенькие» – приметы умиления лирического героя;
- многосоюзие – «и свеж, и нов, и … нега»;
- контекстуальные антонимы – «старая – молодой» – придают речи образность;
- лексику высокого стиля – «взор», «нега (в контексте речи – чистое блаженство)» – обусловленную тематикой стихотворения;
- лексический повтор – «я смеюсь и я живу» – подчеркивает личностное, авторское восприятие мира;
- сравнение – «плывет волною»;
- метафоры – «праздник света», «солнце во взоре», «живет травою (то есть трава является признаком весны, пробуждения природы к жизни)»;
- олицетворения – «почки закраснелись» – как будто люди от радостного ожидания, «звон плывет», «молодая трава», «сон весны и лета», «Москва в уборе»;
- эпитет – «старинный Кремль»;
- контекстуальные синонимы – «Благовещенье, Благовестие»;
- риторическое восклицание – «…это праздник света!» – отражающее высоту эмоционального подъема;
- парцелляцию (членение предложений) – «… плывет волною. А во рвах…».
В стихотворении всего семь глаголов и много назывных предложений, потому что автор описывает не действия, а свое состояние. Оборот «вербы забелели» отражает тот факт, что почки на вербах распустились и приобрели вид пушистых белых комочков. Синие цветы – это пролески, которые появляются весной одними из первых, порой на проталинах в окружении сугробов. Поэтому автор пишет, что они отняты «от снега». Акцент на синем цвете неслучаен – это символ Богородицы, цвет ее хитона, и в праздник Благовещенья священники надевают одежду голубого цвета.
Слово «мир» можно толковать двояко – и как сообщество людей, и как земную жизнь в целом: обновлению подвергается все. Слово «свет» открывает и закрывает текст – произведение словно наполнено искрящейся радостью и солнцем.