Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Благовещенье в Москве» К. Бальмонт

Благовещенье и свет,
‎‎     Вербы забелели.
Или точно горя нет,
‎‎     Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
‎‎     Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
‎‎     Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
‎     Отнятых у снега.
Снова мир и свеж и нов,
‎‎     И повсюду нега.

Вижу старую Москву
‎‎     В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
‎‎     Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
‎‎     Звон плывёт волною.
А во рвах живёт земля
‎     Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
‎‎     Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
‎     Это праздник света!

Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Очертания снов».

Тематические подборки: стихи о Москве.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Благовещенье в Москве»

Название стихотворения говорит само за себя: автор при всем свободном образе жизни не может удержаться и не передать свои впечатления от празднования Благовещенья – одного из крупнейших православных праздников. Он знаменует получение Девой Марией благой вести о предстоящем рождении ею Спасителя мира – Иисуса Христа.

Стихотворение описывает духовный подъем народа и содержит такие средства художественной выразительности:

  • риторический вопрос – «Или точно горя нет …?» – отражает надежду лирического героя на утешение, нравственное очищение;
  • инверсию – «закраснелись почки», «живет земля», создающую акцент на природных явлениях;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «цветочки», «синенькие» – приметы умиления лирического героя;
  • многосоюзие – «и свеж, и нов, и … нега»;
  • контекстуальные антонимы – «старая – молодой» – придают речи образность;
  • лексику высокого стиля – «взор», «нега (в контексте речи – чистое блаженство)» – обусловленную тематикой стихотворения;
  • лексический повтор – «я смеюсь и я живу» – подчеркивает личностное, авторское восприятие мира;
  • сравнение – «плывет волною»;
  • метафоры – «праздник света», «солнце во взоре», «живет травою (то есть трава является признаком весны, пробуждения природы к жизни)»;
  • олицетворения – «почки закраснелись» – как будто люди от радостного ожидания, «звон плывет», «молодая трава», «сон весны и лета», «Москва в уборе»;
  • эпитет – «старинный Кремль»;
  • контекстуальные синонимы – «Благовещенье, Благовестие»;
  • риторическое восклицание – «…это праздник света!» – отражающее высоту эмоционального подъема;
  • парцелляцию (членение предложений) – «… плывет волною. А во рвах…».

В стихотворении всего семь глаголов и много назывных предложений, потому что автор описывает не действия, а свое состояние. Оборот «вербы забелели» отражает тот факт, что почки на вербах распустились и приобрели вид пушистых белых комочков. Синие цветы – это пролески, которые появляются весной одними из первых, порой на проталинах в окружении сугробов. Поэтому автор пишет, что они отняты «от снега». Акцент на синем цвете неслучаен – это символ Богородицы, цвет ее хитона, и в праздник Благовещенья священники надевают одежду голубого цвета.

Слово «мир» можно толковать двояко – и как сообщество людей, и как земную жизнь в целом: обновлению подвергается все. Слово «свет» открывает и закрывает текст – произведение словно наполнено искрящейся радостью и солнцем.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах