Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Николай Языков

«Ау! (Голубоокая, младая…)» Н. Языков

Голубоокая, младая,
Мой чернобровый ангел рая!
Ты, мной воспетая давно,
Ещё в те дни, как пел я радость,
И жизни праздничную сладость,
Искрокипучее вино, –
Тебе привет мой издалеча,
От москворецких берегов –
Туда, где звонких звоном веча
Моих пугалась ты стихов;
Где странно юность мной играла,
Где в одинокий мой приют
То заходил бессонный труд,
То ночь с гремушкой забегала!

Пестро, неправильно я жил!
Там всё, чем бог добра и света
Благословляет многи лета
Тот край, всё: бодрость чувств и сил,
Ученье, дружбу, вольность нашу,
Гульбу, шум, праздность, лень – я слил
В одну торжественную чашу,
И пил да пел… я долго пил!

Голубоокая, младая,
Мой чернобровый ангел рая!
Тебя, звезду мою, найдёт
Поэта вестник расторопный,
Мой бойкий ямб четверостопный,
Мой говорливый скороход:
Тебе он скажет весть благую.
Да, я покинул наконец
Пиры, беспечность кочевую,
Я, голосистый их певец!
Святых восторгов просит лира –
Она чужда тех буйных лет,
И вновь из прелести сует
Не сотворит себе кумира!

Я здесь! – Да здравствует Москва!
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка-Россия
Семисотлетняя жива!
Здесь всё бывало: плен, свобода,
Орда, и Польша, и Литва,
Французы, лавр и хмель народа,
Всё, всё!.. Да здравствует Москва!

Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!
О! проклят будь, кто потревожит
Великолепье старины;
Кто на неё печать наложит
Мимоходящей новизны!
Сюда! на дело песнопений,
Поэты наши! Для стихов
В Москве ищите русских слов,
Своенародных вдохновений!

Как много мне судьба дала!
Денницей ярко-пурпуровой
Как ясно, тихо, жизни новой
Она восток мне убрала!
Не пьян полёт моих желаний;
Свобода сердца весела;
И стихотворческие длани
К струнам – и лира ожила!

Мой чернобровый ангел рая!
Моли судьбу, да всеблагая
Не отнимает у меня:
Ни одиночества дневного,
Ни одиночества ночного,
Ни дум деятельного дня,
Ни тихих снов ленивой ночи!
И скромной песнию любви
Я воспою лазурны очи,
Ланиты свежие твои,
Уста сахарны, груди полны,
И белизну твоих грудей,
И чёрных, девственных кудрей
На ней блистающие волны.

Твоя мольба всегда верна!
И мой обет – он совершится!
Мечта любовью раскипится,
И в звуки выльется она!
И будут звуки те прекрасны,
И будет сладость их нежна,
Как сон пленительный и ясный,
Тебя поднявший с ложа сна!

1831 г.

Анализ стихотворения Н. М. Языкова «Ау»

Стихотворение написано в 1831 году. Оно адресовано и современникам, и потомкам поэта и представляет собой торжественное прочтение истории родной страны и одновременно истории собственной жизни. Доверительно говоря с читателем, поэт констатирует смену приоритетов творчества.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • старославянизмы – «очи», «глава», «младая», «длани», «денница», «ланиты», «вече», «уста»;
  • эпитеты – «праздничная сладость», «искрокипучее вино», «звонкие стихи», «чернобровый ангел», «говорливый скороход», «буйные лета», «святое сияние», «своенародные (исконно русские) вдохновения», «деятельный (полный забот) день», «девственные кудри», «пленительный сон»;
  • метафоры – «сладость жизни», «прелесть сует», «печать новизны», «великолепье старины», «украшен думами», «повесть бед и славы», «полет желаний»;
  • авторский неологизм – «искрокипучее»;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «звонких звоном»;
  • инверсию – «привет мой», «пугалась ты», «жизни сладость», «звезду мою», «весть благую (добрую)», «беспечность кочевую», «просит лира», «хранится повесть», «денницей (утренней зарей) ярко-пурпуровой»;
  • многочисленные риторические восклицания – «мой … ангел рая!», « … неправильно я жил!», «… я долго пил!», «Я здесь!»;
  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «бодрость чувств и сил, ученье, дружбу, вольность (свободу нравов), гульбу, шум, праздность, лень» – пример бессоюзия; «Орда, и Польша, и Литва, французы, лавр и хмель народа»;
  • антонимы – «ученье – праздность», «плен – свобода», «беды – слава», «дневное – ночное», «день – ночь», в том числе контекстуальные – «заходил – забегала», «бессонный труд (труд без сна и отдыха) – ночь с гремушкой (шумные ночные забавы)», «лавр (слава) – хмель (забытье позора, историческое безвременье)»;
  • олицетворения – «лира просит святых восторгов (направление творчества меняется – оно приобретает черты гражданственности «ленивая ночь», «мечта раскипится», «бойкий ямб», «судьба убрала (украсила) восток»;
  • лексический повтор – «Да здравствует Москва!», «Мой чернобровый ангел рая!» – выделяет значимые направления творчества;
  • эллипсис – пропуск слова – «длани к струнам (приложил) – и лира ожила»;
  • перифразы – «всеблагая» – иносказательное название Богородицы; «лира» – символ вдохновения, поэтического творчества; «повесть бед и славы» – русская история;
  • религиозную лексику – «рай», «ангел», «бог», «благая весть», «всеблагая», «не сотвори кумира (не допускай слепого поклонения никому и ничему)», «песнопение», «обет»;
  • лексику высокого стиля – «небеса», «ложе».

В стихотворении Николай Михайлович предстает разносторонней личностью. Это не только большой любитель женской красоты с неоднозначным прошлым, но и большой русский патриот, борец за красоту русского слова, критически относящийся к себе.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах