Белый стих
Как мы помним, основными принципами силлабо-тонического стихосложения являются строгое следование стихотворному метру и рифмованность строк. Если в стихотворении не соблюдается первый из них, то такое произведение относят к другой поэтической системе. В тех случаях, когда строки организованы в соответствии с определённым размером, но не имеют рифмы, говорят о белых стихах. В этой статье мы исследуем это явление и проиллюстрируем его примерами.
Сразу оговоримся: не следует смешивать такие понятия, как «белый стих», «вольный стих» и «свободный стих (верлибр)». Под свободным стихом понимают особый вид поэтической речи, лишённый основных признаков стихотворного текста (рифмы, размера, строфики, изотонии и т. д.). Вольный стих в какой-то мере родственен белому: в нём также присутствует слоговый метр, но нарушена стопность. Количество стоп в строках произведения, написанного вольным стихом, неравномерно и может варьировать от одной до пяти-шести.
Белый стих – это такая форма организации стихотворной речи, при которой соблюдается размер, но отсутствует рифма. В зависимости от присутствующего метра стихи так и называют: белый ямб, белый хорей, белый анапест и т. д.
Термин «белый стих» представляет собой буквальный перевод французского выражения «vers blanc». Оно в свою очередь является неточной калькой английского «blank verse», что означает «пустой стих», т. е. лишённый рифмы.
О белых стихах допустимо говорить только в рамках тех поэтических традиций, где и рифма, и метрическая организация являются основными системообразующими атрибутами. Например, почти все произведения древнегреческой поэзии нерифмованы, но некорректно называть их белыми стихами, так как рифма вообще не была характерна для этого направления. То же самое справедливо для русского фольклора, создатели которого не были знакомы с феноменом рифмы.
В русской поэзии первые упоминания белого стиха обнаруживаются в XVII веке в трудах христианских богословов Мелетия Смотрицкого, Лаврентия Зизания и др. Среди поэтов-виршевиков, придерживавшихся силлабического принципа в этот период, белый стих не получил особого распространения.
По мнению советского литературоведа Г. А. Шенгели, собственно белый стих в отечественной поэзии зародился и стал развиваться одновременно с рифмованным стихом. Исследователь считает, что наивысшего совершенства эта форма достигла в первой трети XIX века. В качестве примера автор приводит такие произведения, как «Агасфер» и «Рустем и Зораб» В. А. Жуковского и «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Вот отрывки из этих произведений.
Он нёс| свой крест| тяжё|лый на |Голго|фу;
Он, все|могу|щий, все|держи|тель, был
Как че|ловек| изму|чен; пот| и кровь
По блед|ному| его| лицу |бежа|ли…«Агасфер», В. А. Жуковский.
Здесь видим, что автор использовал белый пятистопный ямб. В следующем фрагменте также задействован ямб, но с допущениями по количеству стоп (т. е. вольный ямб). В некоторых строках их по три, в других – по четыре и пять.
Но вот|, поку|да спал
Глубо|ким сном| Рустем,
А Гром| по бар|хатно|му по|лю
Гулял|, травой| медвя|ною| пита|ясь, –
Уви|дя, что| такой| могу|чий конь
На па|жити| запо|ведной |Тура|на
Без се|дока| по во|ле бро|дит,
Толпой |сбежа|лись тур|ки.«Рустем и Зораб», В. А. Жуковский.
А всё| ж он не| в убыт|ке;
Его |нагруд|ник цел| вене|циан|ский,
А грудь| своя|: гроша| ему| не сто|ит;
Другой| себе| не ста|нет по|купать.
Зачем| с него| не снял |я шле|ма тут| же!
А снял |бы я,| когда| б не бы|ло стыд|но
Мне дам| и гер|цога|. Прокля|тый граф!
Он луч|ше бы| мне го|лову| пробил.«Скупой рыцарь», А. А. Пушкин.
В этом фрагменте ритмичность создаётся благодаря стройному пятистопному ямбу, осложнённому в некоторых местах пиррихиями.
Действительно, в первой трети XIX века белый стих приобретает большую популярность. Например, им пользуются авторы, имитирующие в своих произведениях фольклорные интонации. Это хорошо иллюстрирует отрывок из знаменитого стихотворения, которое благодаря особой напевности до сих пор принимают за народную песню (размер – четырёхстопный хорей):
Ты ку|да, ку|да ле|тишь,
Где всю| ночку| пропо|ешь?
Кто-то| бедна|я, как| я,
Ночь про|слуша|ет те|бя,
Не смы|каю|чи о|чей,
Уто|паю|чи в сле|зах?
Ты ле|ти, мой| соло|вей…«Русская песня (Соловей мой, соловей)», А. А. Дельвиг.
Белый стих прекрасно передаёт печальное романтичное настроение. Это свойство сделало его любимой формой для элегий и лирических стихотворений.
Безмолвно|е море,| лазурно|е море,
Стою о|чарован| над бездной |твоей.
Ты живо;| ты дышишь; |смятённой| любовью,
Тревожно|ю думой| наполне|но ты.«Море», В. А. Жуковский.
В этом отрывке поэт применил белый трёхстопный амфибрахий. Следующий отрывок, представляется, написан двустопным дактилем:
Слышу ли |голос твой
Звонкий и |ласковый,
Как птичка| в клетке,
Сердце за|прыгает…«Слышу ли голос твой…», М. Ю. Лермонтов.
Поэты Серебряного века, эпохи поисков свежих идей и оригинального звучания, подхватили традицию использования белого стиха. Некоторые, например, А. А. Ахматова, А. А. Блок и др., как и предшественники, обращались к этой форме при создании светлых лирических стихотворений:
Божий |Ангел|, зимним| утром
Тайно| обру|чивший| нас,
С нашей| жизни| беспе|чальной
Глаз не |сводит| потеем|невших.«Божий ангел, зимним утром…», А. А. Ахматова.
Это четверостишие, как видим, написано белым четырёхстопным хореем.
Эта литературная форма также хорошо подходит для выражения глубоких философских мыслей. Этим свойством белого стиха пользовались такие авторы, как М. Горький, А. Белый, С. А. Есенин, К. Д. Бальмонт.
Я попро|сил у вас| хлеба – рас|плавленный |камень мне |дали,
И, пропа|лённая,| вмиг,| смрадно ды|мится ла|донь…
Вот и кос|тёр растре|щался, и |пламень тан|цует под |небо.«Посвящение», А. Белый.
Здесь применён пятистопный дактиль.
Не верь| тому|, кто го|ворит |тебе,
Что смерть| есть смерть|: она| – нача|ло жиз|ни,
Того| сущест|вова|нья не|земно|го,
Перед| кото|рым на|ша жизнь| темна,
Как миг| тоски| – пред ра|достью| беспеч|ной,
Как чёр|ный грех| – пред дет|ской чис|тотой.«Смерть», К. Д. Бальмонт.
Размер этого отрывка – пятистопный ямб.
К XX веку белый стих становится менее популярен. Отчасти это происходит из-за ограничений творческой свободы авторов со стороны советского руководства. Чаще всего с помощью этой формы переводят стихи зарубежных поэтов:
«Быва|ет, сло|вом, что| пустой| изъян,
В роду| ли, свой| ли, гу|бит че|лове|ка
Во мне|нье всех|, будь доб|лести| его,
Как ми|лость бо|жья, чис|ты и| несмет|ны.
А всё |от э|той глу|пой кап|ли зла,
И сра|зу всё| добро| идёт| насмар|ку.
Досад|но ведь»«Гамлет», У. Шекспир в переводе Б. Л. Пастернака.
Переводчик здесь использовал белый пятистопный ямб (двустопный в последней строке).
В творчестве поэтов конца XX – начала XXI вв. белый стих снова становится востребованной формой. Причём теперь он употребляется не только с традиционными силлабо-тоническими метрами, но и с чисто тоническими размерами. Вот пример белого дольника в стихотворении Веры Павловой:
Буду пи|сать тебе |письма,
в которых |не будет |ни слова
кокетства,| игры, |бравады,
лести, не|правды, |фальши,
жалобы, |наглости,| злобы,
умствованья,| юродства…
Буду| писать те|бе письма,
в которых| не будет| ни слова.«Буду писать тебе письма…».
Как видим, произведения, написанные белым стихом, сохраняют свою мелодичность и размеренный ритм, но звучат по-новому необычно и оригинально. Благодаря этому они широко используются и сегодня.