Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Путник» К. Прутков

Баллада

Путник едет косогором;
Путник по полю спешит.
Он обводит тусклым взором
Степи снежной грустный вид.

«Ты к кому спешишь навстречу,
Путник гордый и немой?»
«Никому я не отвечу;
Тайна то души больной!

Уж давно я тайну эту
Хороню в груди своей
И бесчувственному свету
Не открою тайны сей:

Ни за знатность, ни за злато,
Ни за груды серебра,
Ни под взмахами булата,
Ни средь пламени костра!»

Он сказал и вдаль несётся
Косогором, весь в снегу.
Конь испуганный трясётся,
Спотыкаясь на бегу.

Путник с гневом погоняет
Карабахского коня.
Конь усталый упадает,
Седока с собой роняет
И под снегом погребает
Господина и себя.

Схоронённый под сугробом,
Путник тайну скрыл с собой.
Он пребудет и за гробом
Тот же гордый и немой.

1854 (?)

Анализ стихотворения К. Пруткова «Путник»

Мифический Козьма Прутков с его архаичным именем – талантливая литературная мистификация XIX века, осуществленная писателем А. К. Толстым и тремя братьями, поэтами-пародистами Жемчужниковыми. Под прикрытием этого имени они высмеивали пороки общества и людей, умственный застой и литературное эпигонство. Баллада «Путник» – один из творческих перлов талантливой четверки.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • лексические повторы – «путник едет …; путник … спешит», «Тайна то души … ! … давно я тайну эту хороню … и не открою тайны…» – сосредоточивают внимание читателя на ключевых словах;
  • эпитет – «тусклый взор» – отражает душевное состояние героя – он подавлен;
  • инверсию – «степи снежной … вид», «путник гордый и немой», «души больной», «тайну эту», «тайны сей», «конь испуганный», «конь усталый» – она придает изложению нотки выспренности, ложной патетики, которая скрывает иронию авторов;
  • олицетворения – «грустный вид», «больная душа», «бесчувственный свет» – являются яркими и краткими характеристиками явлений;
  • обращение – «путник гордый и немой» – позволяет воображаемому собеседнику описать главного персонажа произведения;
  • метафору – «хороню тайну в груди»;
  • устаревшую лексику – «злато»;
  • метонимию – «груды серебра», «взмах булата» – перенос значения по типу «предмет-материал» позволяет авторам нарисовать достоверный зрительный образ;
  • анафору – «ни за знатность, ни за злато, ни за груды …, ни под взмахами …, ни средь пламени…»;
  • восклицательные предложения – «Тайна то души … !», «…средь пламени костра!»;
  • ряды однородных членов предложения – «казал, несется», «упадает, роняет, погребает»;
  • вопросительное предложение – «Ты к кому спешишь … ?» – является зачином, основанием для дальнейшего повествования;
  • перифраз – «за гробом» – значит, после смерти.

Некоторые слова требуют комментария: «карабахский конь» – старинная и редкая порода горных лошадей; «пребудет» – значит «останется, не изменит состояния».

Баллада высмеивает гордыню и тщеславие, глупую позу. Герой подогревает к себе интерес искусственно, не жалея ни себя, ни коня. Он так тщательно оберегает свое личное пространство (в широком смысле), что в итоге остается в одиночестве.

Путник живой ничем не отличается от путника мертвого – он нем и горд неизвестно чем. Он пожелал поделиться своим жизненным опытом, душевным теплом ни с кем и унес их с собой в могилу.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений
Баллады




Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах