«Тоска мимолётности» И. Анненский
Бесследно канул день. Желтея, на балкон
Глядит туманный диск луны, еще бестенной,
И в безнадежности распахнутых окон,
Уже незрячие, тоскливо-белы стены.Сейчас наступит ночь. Так черны облака…
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито, – желанье и тоска,
Там все, что близится, – унылость и забвенье.Здесь вечер как мечта: и робок и летуч,
Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов,
И где разорвано и слито столько туч…
Он как-то ближе розовых закатов.
Лето 1904 г., Ялта.
Из цикла «Трилистник сумеречный».
Сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Раздел «Трилистники».
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Тоска мимолётности»
Стихотворение является примером философской лирики. В его рамках смена времени дня символизирует смену жизненных этапов лирического героя, ассоциированного с самим автором.
Произведение включает такие выразительные средства:
- инверсию – «желтея, … глядит диск луны», «канул день» «наступит ночь», «черны облака», «разорвано и слито столько туч», которая создает акцент на последнем слове словосочетания;
- олицетворения – «глядит диск», «безнадежность окон», «незрячие стены», «вечер робок и летуч» – помогают сделать предметы и явления полноценными персонажами произведения, точнее отразить авторскую мысль;
- эпитеты – «туманный диск», «незрячие, тоскливо-белы стены», «розовые закаты»;
- авторские неологизмы – «бестенная (не отбрасывающая тени)», «унылость»;
- синтаксический параллелизм – «Бесследно канул день. Сейчас наступит ночь» – предложения сходной синтаксической конструкции, расположенные в начале соседних строф, создают ощущение тоски и безысходности;
- анафору – «Там все, что прожито – желанье и тоска, там все, что близится – унылость и забвенье» – позволяющую отразить человеческую жизнь во всей ее протяженности;
- сравнение – «вечер как мечта» – с его помощью автор очень поэтически характеризует время дня;
- многосоюзие – «и робок и летуч» – подчеркивает одинаковую важность каждого выделенного фрагмента;
- ряд однородных членов предложения, оформленный отрицательными частицами – «ни струн, ни слез, ни ароматов» – отражает душевную опустошенность лирического героя;
- лексику высокого стиля – «канул» – придает произведению патетику;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению, но образующих смысловое целое слов) – «тоскливо-белы» – белый цвет – цвет неопределенности и траура античности;
- антонимы – «белы – черны», «день – ночь», «разорвано – слито» – отражают многообразие, противоречивый характер бытия.
Для создания рифмы автор использует сравнительно редкий прием – омоформы «стены – бестенной». Частотность кратких прилагательных – «белы, черны, робок, летуч» – придает изложению отвлеченный оттенок.
Лирический герой пытается поймать момент перехода вечера в ночь, остановить мгновенье. Попытка является ярким символом быстротечности жизни. Душа героя опустошена, но сердцу все же более ценно то, что случилось в прошлом, каким бы тягостным оно не было.
Поэт ошибся в одном – он вовсе не предан забвенью. Поэтические строки И. Ф. Анненского являются гордостью русской классической литературы.