Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иннокентий Анненский

«Тоска мимолётности» И. Анненский

Бесследно канул день. Желтея, на балкон
Глядит туманный диск луны, еще бестенной,
И в безнадежности распахнутых окон,
Уже незрячие, тоскливо-белы стены.

Сейчас наступит ночь. Так черны облака…
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито, – желанье и тоска,
Там все, что близится, – унылость и забвенье.

Здесь вечер как мечта: и робок и летуч,
Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов,
И где разорвано и слито столько туч…
Он как-то ближе розовых закатов.

Лето 1904 г., Ялта.

Из цикла «Трилистник сумеречный».

Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Тоска мимолётности»

Стихотворение является примером философской лирики. В его рамках смена времени дня символизирует смену жизненных этапов лирического героя, ассоциированного с самим автором.

Произведение включает такие выразительные средства:

  • инверсию – «желтея, … глядит диск луны», «канул день» «наступит ночь», «черны облака», «разорвано и слито столько туч», которая создает акцент на последнем слове словосочетания;
  • олицетворения – «глядит диск», «безнадежность окон», «незрячие стены», «вечер робок и летуч» – помогают сделать предметы и явления полноценными персонажами произведения, точнее отразить авторскую мысль;
  • эпитеты – «туманный диск», «незрячие, тоскливо-белы стены», «розовые закаты»;
  • авторские неологизмы – «бестенная (не отбрасывающая тени)», «унылость»;
  • синтаксический параллелизм – «Бесследно канул день. Сейчас наступит ночь» – предложения сходной синтаксической конструкции, расположенные в начале соседних строф, создают ощущение тоски и безысходности;
  • анафору – «Там все, что прожито – желанье и тоска, там все, что близится – унылость и забвенье» – позволяющую отразить человеческую жизнь во всей ее протяженности;
  • сравнение – «вечер как мечта» – с его помощью автор очень поэтически характеризует время дня;
  • многосоюзие – «и робок и летуч» – подчеркивает одинаковую важность каждого выделенного фрагмента;
  • ряд однородных членов предложения, оформленный отрицательными частицами – «ни струн, ни слез, ни ароматов» – отражает душевную опустошенность лирического героя;
  • лексику высокого стиля – «канул» – придает произведению патетику;
  • катахрезу (сочетание несовместимых по значению, но образующих смысловое целое слов) – «тоскливо-белы» – белый цвет – цвет неопределенности и траура античности;
  • антонимы – «белы – черны», «день – ночь», «разорвано – слито» – отражают многообразие, противоречивый характер бытия.

Для создания рифмы автор использует сравнительно редкий прием – омоформы «стены – бестенной». Частотность кратких прилагательных – «белы, черны, робок, летуч» – придает изложению отвлеченный оттенок.

Лирический герой пытается поймать момент перехода вечера в ночь, остановить мгновенье. Попытка является ярким символом быстротечности жизни. Душа героя опустошена, но сердцу все же более ценно то, что случилось в прошлом, каким бы тягостным оно не было.

Поэт ошибся в одном – он вовсе не предан забвенью. Поэтические строки И. Ф. Анненского являются гордостью русской классической литературы.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах