«Задрожали листы, облетая…» А. Фет
* * * Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна,
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
13 июля 1887 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск третий» (1888).
Анализ стихотворения Фета «Задрожали листы, облетая…»
Стихотворение «Задрожали листы, облетая…» содержится в сборнике «Вечерние огни», который считается венцом лирики Афанасия Афанасьевича Фета. Оно было написано 13 июля 1887 года, а впервые опубликовано в книге «Лирические стихотворения А. Фета» в 1894 году. Известно, что это произведение поэт послал графине Софье Андреевне Толстой (в письме от 21 июля 1887 года), из чего исследователи наследия поэта делают вывод, что стихи обращены к ней.
Софья Андреевна была замужем за графом Алексеем Константиновичем Толстым, русским писателем и драматургом, автором таких известных произведений, как «Князь серебряный», «Семья вурдалака» и других. Афанасий Афанасьевич познакомился с этой очень умной и начитанной, по сообщениям современников, женщиной ещё в середине 60-х годов XIX века. С тех пор между поэтом и графиней завязалась нежная дружба. Фет часто посещал литературные вечера, организованные Толстой, советовался с ней по поводу некоторых своих произведений. Эти отношения, судя по дошедшим до нас письмам и пригласительным запискам, были проникнуты сердечным теплом, искренним участием и заботой друг о друге.
Видимо, поэтому это произведение дышит нежностью. Оно состоит из трёх четверостиший, объединённых общим размером (трёхстопный анапест) и рифмой (перекрёстная вида abab).
Можно сказать, что стихотворение построено на антитезе. Сначала мы видим и даже слышим благодаря аллитерациям, как безумствует буря в лесу. Повторяющиеся громкие согласные звуки «гр», «др», «кр» в словах «задрожали», «закрыли», «красу», «грохочет», «громов», создают полное впечатление присутствия читателя в сердце урагана. Поэт усиливает это ощущение с помощью градации «рвёт и мечет, и воет».
Но вот во второй строфе мы видим очаг спокойствия: маленькое птичье гнездо. В нём сидит нахохлившись крохотное создание, которое ничуть не напугано бушующей снаружи стихией. Следует обратить внимание, как точно поэт подбирает эпитеты, чтобы передать хрупкость и уязвимость смелой пташки. Он ласково называет её «невеличка». Ласкательные суффиксы содержатся в других характеризующих маленькую героиню словах – «птичка», «гнёздышко». Для усиления этого эффекта также применяются аллитерации, но уже с мягкими согласными: «милая», «еле», «легка».
В третьей строфе мы снова слышим раскаты бури, но её голос больше не так силён. Автор словно сомневается в мощи этого явления, оставляя многоточие в конце строки. Для того чтобы подчеркнуть, что капризы природы не властны над птичкой, поэт использует рефрен, повторяя начальные строки второй строфы. Представляется, что под бурей Афанасий Афанасьевич понимал различные беды, превратности судьбы, которые часто выпадают на долю существ с виду слабых и хрупких. Такие люди могут служить нам прекрасным примером мужества и стойкости.