Вольный стих
Даже в самой стройной и элегантной системе могут быть исключения. В случае русской силлаботоники одним из таких исключений является вольный стих. Рассмотрим этот феномен подробно и приведём примеры произведений, в которых он встречается.
Вольным стихом называют такую форму стихотворной речи, которая организована в соответствии с силлабо-тоническими принципами, но отличается неравным количеством стоп в строках. Чаще всего в рамках этого явления рассматривается ямбический метр. В «Поэтическом словаре», составленном известным советским литературоведом А. П. Квятковским, закреплено такое определение вольного стиха: «ямбический рифмованный стих, с неравным (не более шести) количеством стоп в строках, без строфы». Другим важным свойством вольного стиха является обязательное присутствие рифмы в строках.
Что касается иных стихотворных метров, то следует сказать, что их употребление в контексте вольного стиха менее распространено. Имеются примеры вольного хорея у В. В. Маяковский, вольного дактиля и анапеста у Н. А. Некрасова, вольного амфибрахия у Н. И. Гнедича.
Важно помнить, что термин «вольный стих» не синонимичен понятиям «белый стих» и «верлибр». Эти явления мы рассмотрим отдельно.
Любопытно, что стиховеды заинтересовались этим необычным явлением сравнительно недавно. Некоторые крупные исследователи, например, М. Л. Гаспаров, Г. О. Винокур, либо обходят вольный стих вниманием, либо оставляют по этому поводу краткие замечания. Только к концу XX – началу XXI века такие учёные, как С. А. Матяш и др., начинают заниматься глубокой разработкой этого феномена.
Между тем самые ранние попытки употребления вольного ямба в русской поэзии датируются серединой XVIII века. Считается, что впервые эта форма была опробована в басенном жанре. Вот несколько отрывков из произведений, написанных в этот период:
Настоящего расцвета вольный стих достиг в XIX веке. Всем известны с детства знаменитые басни И. А. Крылова. Большинство из них написано именно с применением этой литературной формы.
Некоторые исследователи считают вольный стих преемником раёшника, рифмованной прозы, употреблявшейся в ярмарочных представлениях, прибаутках, частушках и т. д. Благодаря неравномерному количеству стоп вольный стих сохранил сходство с живой непредсказуемой разговорной речью. Именно поэтому эта форма стала так популярна в жанре басни.
В XIX веке предпринимались попытки писать лирические произведения с применением вольного стиха. В этом направлении совершали поэтические эксперименты (в основном, в жанре элегии) такие именитые авторы, как А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, М. Ю. Лермонтов и др. Проиллюстрируем это некоторыми отрывками из известных произведений.
Как видим, если в басенной традиции неравностопность ярко выражена, то в элегической перепады объёма стоп не так заметны, что поддерживает плавность и мелодичность строк. Сочетание этих обеих традиций вольного стиха можем наблюдать в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Умеренная неравномерность характерна для лиричных монологов и эмоциональных реплик:
В других сценах перепады стопности применяются с целью усилить комизм, создать эффект суеты и т. д.
Уже к концу XIX века элегическая традиция затухает. Однако особенности вольного стиха позволяют ему прижиться в новой поэтической среде. К этой литературной форме обращаются поэты-новаторы. Примеры использования вольного стиха мы можем обнаружить в творчестве В. В. Маяковского, Демьяна Бедного и др.
С середины XX века к этой литературной форме прибегали такие авторы, как М. С. Михалков, Л. С. Рубинштейна и др.
Как видим, здесь представлен вольный хорей.
Современные поэты также пользуются вольным стихом. Произведения, написанные на его основе, встречаются в творчестве Виктора Кривулина, Елены Шварц, Льва Лосева и др.
Вот пример такого стихотворения:
Как видим, вольный стих как литературная форма имеет богатую историю употребления. Он даёт относительную свободу для поэтических экспериментов, поэтому до сих пор представляет интерес для многих современных авторов.