Эпитет
Эпитет – это не просто прилагательное или наречие, которое раскрывает какую-либо особенность или сторону предмета, явления или персонажа. С помощью этой стилистической фигуры можно сформировать у читателя позитивное или негативное отношение к описываемому предмету и вызвать определённые эмоции. Неудивительно, что в эпитеты широко используются не только в выразительной поэтической речи, но и прижились в повседневном языке.
Термин «эпитет» происходит от греческих слов «epi» – «на» и «tithemi» – «помещаю». Эпитет представляет собой определение при определяемом слове. Среди учёных-литературоведов нет единого мнения, к какой категории языковых средств относить эпитет. Некоторые причисляют его к тропам (художественный оборот, при котором слова либо используются в переносном смысле с целью усиления выразительности образа), другие считают эпитет стилистической (риторической) фигурой (речевая конструкция, влияющая на значимость, образность речи). Третьи выделяют эпитеты в отдельный класс языковых средств.
Чаще всего эпитеты выражаются посредством имён прилагательных (тихий голос), реже в этом качестве используются имена существительные (час разлуки), наречия (страстно мечтал), числительные (второе дыхание), местоимения («да, говорят, ещё какие…»), причастные обороты и деепричастные обороты («резвяся и играя…») и даже глаголом (желание забыться).
Существует несколько классификаций эпитетов.
- По структуре эпитеты делятся на простые, состоящие из одного слова (душистый мёд), и сложные, включающие несколько слов («берег, милый для меня…»).
- По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым (зелёная листва) и переносным значением. Второй тип включает в себя два подтипа: метафорические (изумрудная листва) и метонимические эпитеты (безумные руки).
- По функции эпитеты делятся на изобразительные (глубокое море), эмоциональные (лирические) (гнетущая глубина) и усилительные (подчёркивают основной признак предмета и служат для усиления впечатления читателя; синеющая даль, алеющий закат).
- По смыслу эпитеты бывают оценочными (красивые глаза), цветовыми (синие глаза), характеризующими размер (большие глаза), форму (миндалевидные глаза), температуру (горячий пунш), поведение (оживлённый смех), внешность (статная фигура) и т. д.
- По устойчивости связи между эпитетом и определяемым словом эпитеты делят на постоянные (добрый молодец, ясный сокол) и свободные (изящная ваза).
- По степени распространённости выделяют общеязыковые (трескучий мороз) и индивидуально-авторские («Кунсткамерное чудо головы…», «Биографическая справка», Б. А. Ахмадулина) эпитеты.
- По стилистике эпитеты подразделяют на разговорные (страшно устал), газетные (американские санкции), фольклорные («От столба дубоваго…», «Ах по сеням, сеням, сеничкам…», русская народная песня), книжные, поэтические (безвестный музы друг).
- К отдельной категории относят тавтологические эпитеты, которые являются однокоренными с определяемым словом (диво дивное, горе горькое). Такие повторы призваны усилить экспрессивность образа.
Известный литературовед А. Н. Веселовский, исследуя историю этого стилистического приёма, показывает, что эпитеты использовались в речи с самых давних времён. Живописные характеристики различных вещей и предметов можно встретить в самых ранних письменных источниках – древних шумерских поэмах и древнеегипетских папирусах. Вот отрывок из «Эпоса о Гильгамеше», некоторые песни которого были созданы ещё в III тысячелетии до нашей эры:
Ты лишь будешь мне мужем, я буду женою!
Приготовлю для тебя золотую колесницу,
С золотыми колесами, с янтарными рогами,
А впрягут в нее бури – могучих мулов.
Войди в наш дом в благоухании кедра!
В этом фрагменте речь идёт от лица верховной аккадской богини Иштар. Небожительница следила за подвигами могучего шумерского воина Гильгамеша и оказалась так впечатлена его красотой и храбростью, что решила сделать его своим мужем. Чтобы заинтересовать героя, богиня использует самые пышные эпитеты, описывающие её богатство и щедрость, ведь иначе он может и отказать ей.
Обратимся к тексту «Поучения гераклеополитанского царя своему сыну царю Мерикара». Это древнеегипетское литературное произведение, периодом создания которого считается XXII век до нашей эры. Несмотря на прикладное назначение этого документа (поучения представляли собой сборник рекомендаций и советов молодому поколению), в нём также присутствует значительное количество выразительных эпитетов:
«Неимущий разрушает порядок в войске, не доводи же, сын мой, воинов до нужды, вовремя выдавай предназначенное им пропитание. Чтобы не свирепела молодежь, раздавай продовольствие из житниц своих в голодные годы, и тогда не придут неимущие в ярость. Будь милостив, когда караешь за малые проступки, и заслужишь благословение божье и увидишь толпу в ликовании».
Античная лирика изобилует изысканными эпитетами. Вот какие выражения встречаем в стихах знаменитой древнегреческой поэтессы Сафо (VI в. до н. э.):
Радужно-престольная Афродита,
Зевса дочь бессмертная, кознодейка!
Сердца не круши мне тоской-кручиной!
Сжалься, богиня!
…
Стала на червонную колесницу;
Словно вихрь, несла её быстрым лётом,
Крепкокрылая, над землёю тёмной
Стая голубок.«Гимн Афродите», перевод Вяч. Иванова.
Широко используются эпитеты в русском средневековом героическом эпосе, былинах и сказаниях:
По славной матушке Волге-реке
А гулял Садко молодец тут двенадцать лет,
Никакой над собой притки* и скорби
Садко не видовал,
А все молодец во здоровье пребывал,
Захотелось молодцу побывать во Нове-городе,
Отрезал хлеба великой сукрой*,
А и солью насолил,
Ево в Волгу опустил…*Притка – в переводе с древнерусского беда, неудача. Сукра – большой ломоть хлеба.
«Садко богатой гость», «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», автор Кирша Данилов.
И рано на другой день кровавые зори свет поведают;
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
И в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Идти дождю стрелами с Дону великого!
Тут-то копьям поломаться,
Тут-то саблям притупиться
О шеломы половецкие,
На реке на Каяле, у Дона великого!
О Русская земля, далеко уж ты за горами!«Слово о полку Игореве» в переложении В. А. Жуковского.
Как видим, традиция дополнять и украшать стихотворения эпитетами бережно сохраняется и в более позднее время. Поэты русского Золотого века, словно разноцветными драгоценными камнями, инкрустируют свои произведения изящными эпитетами:
Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеёк игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.«К Наташе», А. С. Пушкин.
Ты, мотыльковыми крылами
Порхая перед ним –
То меж душистыми цветами,
То над ручьём златым, –
Его манила вверх утеса
С гранита на гранит,
Где в бездну с мрачного навеса
Седой поток шумит.«К Фантазии», А. А. Дельвиг.
В пришедших на смену классической лирике творениях Серебряного века переосмысливались самые основы поэтического языка. Но авторы новой эпохи не избегали в своих произведениях использовать эффектные эпитеты:
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» – тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!«Кузнечик», Велимир Хлебников.
О, океана золотая, –
Крещенский солнечный восход!
Скользит, как вздох Эола, тая
По скатогориям АлтаяПобедоносный лыжеход.
Снега, снега, – как беломорье…
Восход бестепел. Вдоль полян
Метет предутренник с нагорья…«Алтайский гимн», Игорь Северянин.
Не чужды эпитеты и молодым современным поэтам:
В освещении лунном мутненьком,
Проникающем сквозь окно,
Небольшим орбитальным спутником
Бог снимает про нас кино.
Из Его кружевного вымысла
Получился сплошной макабр.
Я такая большая выросла,
Что едва помещаюсь в кадр.«В освещении лунном мутненьком…», Вера Полозкова.
Крайне редко встречаются авторы, которые вовсе не используют эпитеты в своих произведениях. Можно вспомнить лаконичную писательскую манеру Эрнеста Хемингуэя. Но и этот автор не отказывался вовсе от описательных прилагательных, ведь без них трудно представить себе какую-либо картину. Таким образом, мы видим, что эпитет является важной, почти неотъемлемой частью как обыденной, так и литературной речи, с которой мы сталкиваемся ежедневно.