Как писать стихи

«Ветер злой, ветр крутой в поле…» А. Фет


«Ветер злой, ветр крутой в поле…» Афанасий Фет

Ветер злой, ветр крутой в поле
Заливается,
А сугроб на степной воле
Завивается,

При луне на версте мороз —
Огонечками.
Про живых ветер весть пронес
С позвоночками.

Под дубовым крестом свистит,
Раздувается.
Серый заяц степной хрустит,
Не пугается.

Анализ стихотворения Фета «Ветер злой, ветр крутой в поле…»

Стихотворение «Ветер злой, ветр крутой в поле…» впервые было напечатано в сборнике «Стихотворения А. Фета», вышедшем в 1850 году. Интересно, что в экземпляре книги, принадлежавшем И. С. Остроухову, это произведение было зачёркнуто рукой Ивана Сергеевича Тургенева, но Афанасий Афанасьевич Фет на полях дописал к нему стихотворение-дублет «Заревая вьюга».

Это произведение не разделено на строфы. Оно состоит из двенадцати строк, единый размер которых определить трудно: встречаются стопы анапеста, за которыми следуют то ямбы, то хореи. Строки рифмуются перекрёстно. Структура стихотворения такова, что нечётные строки длинные, насчитывают по три стопы. Чётные строки всегда короткие, состоят из одного слова (кроме последней).

Интересна лексика, использованная поэтом-рассказчиком в произведении. В тексте присутствуют сокращённые формы слов («ветер» – «ветр»), устаревшие слова («вёрстами»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («огонёчками», «позвоночками»). Всё это придаёт строкам оттенок просторечия. Вкупе с медленным раскатистым ритмом это делает стихотворение похожим на тоскливый народный напев. О чём же идёт речь в этой песне?

С первых слов читатель погружается в мрачную атмосферу студёной русской зимы. Пейзаж напоминает сказочный: мы видим пышные сугробы, сверкающий при ясном свете луны иней, вихрями вздымающийся с сугробов снег. Однако это вовсе не весёлая сказка, в которой действуют одушевлённые стихии, например, спешащий на выручку ветер или добрый справедливый дед Мороз. Поэт тоже одушевляет эти сущности, но его герои недружественны человеку.

Ветер в этом стихотворении вызывает страх. Автор использует эпитеты «злой», «крутой», которые не внушают желания попросить у ветра помощи. Ассонансы заставляют нас собственными ушами услышать его голос. Повторяющееся «о» в словах «злой», «поле», «воле», «крутой» создают впечатление завывания ветра. Поэт также нагнетает напряжение с помощью повторов («ветер злой», «ветр крутой»).

Пугающий образ мы встречаем в словах «про живых весть принёс с позвоночками». Можно предположить, что автор имел в виду конный экипаж, который приближается к околице и оглашает округу звоном колокольчиков – «позвоночков». Но что, если речь идёт о тех позвонках, что находятся в скелете? Не хочется думать, что поэт говорит о смерти, Костлявой старухе, но буквально в следующей строке мы видим ещё один намёк на неё – дубовый крест.

Действительно, для обычного крестьянина, живущего в глухой деревне среди полей, суровая зима была часто связана со смертью. Не всегда у людей было достаточно запасов продовольствия, чтобы пережить страшные холода. Кроме того, в фольклоре зима часто ассоциировалась с гибелью – смертью природы, которая так страшит человека. Показателен в этом смысле образ серого зайца, который раздувается, т. е. ерошит шёрстку, защищаясь от мороза. Животное лишено страха, потому не реагирует так остро на снежную бурю.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах