Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«В дороге» И. Тургенев

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Дата создания: 1843 г.

Анализ стихотворения Тургенева «В дороге»

Читая стихотворение И. С. Тургенева «В дороге», трудно поверить, что оно написано двадцатипятилетним человеком – столько в нем грусти и разочарования. Оно несет отпечаток впечатлений много повидавшего и прочувствовавшего страдальца. Пустота глубокой осени, в которой существует герой, созвучна его душевной опустошенности. Это подчеркивается олицетворениями «утро седое», «нивы печальные», которые одновременно являются яркими запоминающимися эпитетами. Герой как бы повис вне времени и пространства. Реальными являются только зрелище туманного – серо-белого – утра, монотонный стук колес экипажа, в котором путешествует лирический герой, и воспоминания, от которых он не может уйти – «нехотя вспомнишь».

Текст содержит эпитеты – «позабытые лица», «обильные …речи», «звуки любимые», «странная улыбка». Причем эпитеты про седое утро и печальные нивы позволяют сделать фотографически точное описание времени суток и окружающего пейзажа.

Автор активно использует анафору – «так жадно, так робко», «вспомнишь время…, вспомнишь лица…, вспомнишь … речи, вспомнишь разлуку, …многое вспомнишь» – плавно переходящую в эпифору. Глагол «вспомнишь» в его обобщенно-личной форме является лексическим стержнем всего стихотворения, подчеркивает отвлеченность переживаний и одновременно приглашает читателя к диалогу, формирует чувство сопричастности переживаниям.

Среди других средств художественной выразительности Иван Сергеевич использует антитезу – «первые встречи, последние встречи», «так жадно, так робко», метафору – «ропот колес». Использование инверсии – «время былое», «с улыбкою странной», «в небо широкое», «многое вспомнишь… далекое» – хоть и вызвано необходимостью рифмовки, дополнительно усиливает ощущение тягостной безнадежности, охватывающей лирического героя.

Приемы аллитерации выступают своеобразной звукописью – протяжное «у», обилие «н» и «нн», которые встречаются практически в каждой строке, позволяют автору «замедлить» время, создать ощущение протяженности.

В произведении нет действия как такового – автор описывает свое внутреннее состояние, поэтому стихотворение актуально во все времена. В тексте огромное количество определений в виде прилагательных и причастий, усиливающих лирический характер произведения. Не случайно оно положено на музыку Эрастом Абазой и стало украшением русского искусства романса.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах