Дума
Как жанр литературы дума представляет собой лироэпическое произведение, схожее с балладой, в котором выражены размышления автора на социальные, философские и семейно-бытовые темы. Композиционно дума делится на 2 части – жизнеописание и вытекающий из него нравственный урок. Присутствующие в произведении лирическое (аитационное) и эпическое (агиографическое) начала тесно взаимосвязаны, при этом первое из них является главным, а второе играет подчиненную роль.
«Думы» К. Ф. Рылеева
В русской литературе жанр думы не получил широкого распространения. Наиболее часто он встречается в творчестве Кондратия Рылеева. В его книгу «Думы» вошли такие произведения, как «Борис Годунов», «Иван Сусанин», «Марфа Посадница», «Михаил Тверской», «Смерть Ермака» и др. Свою первую думу «Курбский» поэт-декабрист опубликовал с подзаголовком «элегия», и только, начиная с «Артемона Матвеева» в обиход вошло новое жанровое определение – дума. Элегические мотивы в поэзии Рылеева отмечали многие современники. Критик П. А. Плетнёв охарактеризовал новый жанр как «лирический рассказ какого-нибудь события», а по мнению Белинского «дума есть тризна историческому событию или просто песня исторического характера. Сам же Рылеев особенно подчеркивал, что выбранный им жанр имеет славянское происхождение. В предисловии к своему сборнику он писал: «Дума – старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение. Поляки заняли её от нас. Ещё до сих пор украинцы поют думы о героях своих: Дорошенке, Нечае, Сагайдачном, Палее, и самому Мазепе приписывается сочинение одной из них».
Пытаясь создать широкую панораму событий, Кондратий Федорович в своих произведениях создаёт монументальные образы исторических героев и обращается к языку гражданской поэзии XVIII – начала XIX в.в. Своей задачей поэт считает пробуждение патриотизма и свободолюбия. При этом достоверное изображение событий и участвующих в них людей отходит на второй план. Портрет главного действующего лица практически всегда одинаков: герой предстает перед публикой, терзаемый тяжёлыми мыслями.
А. С. Пушкин о рылеевских думах
Величайший из русских поэтов отнесся к литературным опытам известного декабриста весьма прохладно. По мнению Пушкина все рылеевские думы выстроены по одному плану: после местного или исторического пейзажа появляется главный герой и произносит речь, из которой становится известна предыстория и его теперешнее душевное состояние, завершает думу урок-обобщение. Вот так, например, Константин Фёдорович завершает думу «Михаил Тверской»:
Кровь из язв лилась струею…
И пробил его конец:
Сердце хладною рукою
Вырвал дикий Романец.
Князь скончался жертвой мщенья!
С той поры он всюду чтим:
Михаила за мученья
Церковь празднует святым.
А вот так заканчивается «Вещий Олег»:
Народ, узрев с крутого брега
Возврат своих полков,
Прославил подвиги Олега
И восхвалил богов.
Весь Киев в пышном пированье
Восторг свой изъявлял
И князю Вещего прозванье
Единогласно дал.
За однообразные сюжеты Александр Сергеевич называл Рылеева «планщиком», а жанр дума по его мнению произошёл от немецкого слова dumm (глупый). «Все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест (loci topici)… описание места действия, речь героя и – нравоучение», писал Пушкин декабристу. «Национального, русского нет в них ничего, кроме имён».
Думы в творчестве других русских поэтов
Стихотворения-думы занимают одно из важных мест в поэзии А. Кольцова. Однако кольцовские думы не имеют ничего общего с рылеевскими. Это своеобразные философские элегии, в которых автор размышляет о тайнах мироздания, бесконечности вселенной и загадках человеческой души. «В них он силился выразить порывания своего духа к знанию, силился разрешить вопросы, возникавшие в его уме», – писал В. Г. Белинский.
Эту мысль известного критика подтверждают кольцовские строки:
Повсюду мысль одна, одна идея,
Она живет и в пепле и в пожаре;
Она и там – в огне, в раскатах грома;
В сокрытой тьме бездонной глубины;
И там, в безмолвии лесов дремучих;
В прозрачном и плавучем царстве вод глубоких,
В их зеркале и в шумной битве волн;
И в тишине безмолвного кладбища;
На высях гор безлюдных и пустынных;
В печальном завываньи бурь и ветра;
В глубоком сне недвижимого камня;
В дыхании былинки молчаливой;
В полете к облаку орлиных крылий;
В судьбе народов, царств, ума и чувства, всюду –
Она одна, царица бытия!
К философско-лирическому жанру обращались и другие русские поэты. У М. Лермонтова есть стихотворение «Дума». Один из разделов сборника А. Фета «Вечерние огни» носит название «Элегии и думы». Также стоит вспомнить цикл стихов «Думы» К. Случевского и «Думу об Опанасе» Э. Багрицкого.
Читайте думы в специальном разделе на сайте.