«О чём поёт самовар» С. Чёрный
В животе горячо, в животе бурлит… Держите меня! Сейчас убегу! В стекла маленький, серенький дождик стучит… И-и-и! У-у-у! Бур-бур! Окно запотело… Какое, мне дело? На улице сырость-слякоть-лужицы… Эх! Напою и согрею всех: Веселых, суровых, Больных и здоровых, Больших и крошечных-маленьких, И самых седеньких-стареньких, – В кишках теплее – На свете милее… Паф! Где мальчик Васенька? Спит-спит-спит. Глазки опухли… Чайник простынет! Чаинки разбухли… Пусть скорей-поскорей прибежит – Сморщит кожицу, Сделает рожицу, Посмотрит в мой медный свирепый живот И фыркнет во весь белозубый рот… Кто дразнится, кто там поет на полу, У печки – за шваброй – в углу? Кот! Пуф! Обормот. Тоже сокровище. Буль-буль-буль, подойди-ка, чудовище, – Я-тебя, я-тебя, я-тебя каплей горячею в нос! Что-с? Паф! Испугался, убрался под шкаф… Жду-жду… Скучно мне тут. Пи! Из крана крупные слезы текут. Пи! Ошалел от угара, Задохся от пара, Угольки раскалились, шипят и звенят. Ах! Бур-бур-бур! Я сердит – я волнуюсь – бурлю-клокочу. Унесите меня… Не хочу! Обливается потом конфорка и бок, Пар свистит, пар пищит, как пожарный свисток!.. Распа-я-юсь! Подлейте во-ды! Не мо-гу! И-и-и! У-у-у!
1920 г.
Анализ стиха С. Черного «О чем поет самовар»
С. Черный написал стихотворение в эмиграции в 1920 году. Читая произведение, чувствуешь, что поэт, продолжающий писать по-русски, испытывает ностальгию, тоску и по детской аудитории, и по Родине. Ведь судьба сложилась таким образом, что талантливый поэт-гуманист, классик русской литературы, умер на чужбине бездетным.
Произведение точно передает прелесть уютной домашней атмосферы, предстоящего семейного чаепития, счастливого мирного вечера. Оно включает такие средства художественной выразительности:
- анафору – «В животе горячо, в животе бурлит…», создающую акцент на горячих во всех смыслах глубинах самовара;
- риторические восклицания – «Держите меня!», «Сейчас убегу!», «Кот!», придающие эмоциональность;
- риторические вопросы – «Какое мне дело?», «Где мальчик Васенька?», «Кто дразнится… в углу?», «Что-с?»;
- олицетворения – «дождик стучит», «из крана … слезы текут», «пар пищит, свистит» придают повествования яркую образность;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «дождик», «лужицы», «глазки», «кожица», «рожица»;
- состоящие в основном из глаголов ряды однородных членов предложения – «маленький, серенький», «прибежит, сморщит, сделает, посмотрит, фыркнет», «испугался, убрался», «раскалились, шипят, звенят» – придают изложению живость и динамизм;
- частотность звукоподражательных междометий – «И-и-и!», «У-у-у»!, «Бур-бур!», «Эх!», «Ах!», «Паф!», «Пуф!», «Буль-буль-буль…», «Пи!» – делает произведение забавным, увлекательным для детей;
- аллитерацию – «сырость-слякоть», «спит-спит-спит», «скорей-поскорей» – повторение однородных согласных становится средством звукописи;
- синонимы – «крошечные – маленькие», в том числе контекстуальные – «седенькие – старенькие»;
- эпитеты – «медный свирепый живот» – представляет собственную характеристику, «белозубый рот» – отражает любовь к ребенку;
- эллипсис – «каплей горячею (стукну) в нос» – способствует рифмовке;
- сравнение – «пищит, как свисток».
Самовар предстает перед читателем настоящим домоправителем, распорядителем, который подобно Мойдодыру Чуковского, вовлечен в жизнь большой семьи. Он, разговаривая сам с собой и описывая свое состояние, хочет и услужить, и руководить действиями ее членов – взрослых и малышей, и это создает комический эффект. По мере остывания снижается градус напряжения, которым наполнено его эмоциональное повествование.
Автор: Саша Чёрный