Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«О чём поёт самовар» С. Чёрный

 В животе горячо, в животе бурлит…
Держите меня! Сейчас убегу!
В стекла маленький, серенький дождик стучит…
И-и-и! У-у-у!
          Бур-бур! Окно запотело…
Какое, мне дело?
На улице сырость-слякоть-лужицы… Эх!
Напою и согрею всех:
Веселых, суровых,
Больных и здоровых,
Больших и крошечных-маленьких,
И самых седеньких-стареньких, –
В кишках теплее –
На свете милее…
Паф!
Где мальчик Васенька? Спит-спит-спит.
Глазки опухли…
Чайник простынет! Чаинки разбухли…
Пусть скорей-поскорей прибежит –
Сморщит кожицу,
Сделает рожицу,
Посмотрит в мой медный свирепый живот
И фыркнет во весь белозубый рот…
Кто дразнится, кто там поет на полу,
У печки – за шваброй – в углу?
Кот!
Пуф! Обормот.
Тоже сокровище.
Буль-буль-буль, подойди-ка, чудовище, –
Я-тебя, я-тебя, я-тебя каплей горячею в нос!
Что-с?
Паф! Испугался, убрался под шкаф…
Жду-жду… Скучно мне тут.
Пи!
Из крана крупные слезы текут.
Пи!
Ошалел от угара,
Задохся от пара,
Угольки раскалились, шипят и звенят.
Ах!
Бур-бур-бур! Я сердит – я волнуюсь – бурлю-клокочу.
Унесите меня… Не хочу!
Обливается потом конфорка и бок,
Пар свистит, пар пищит, как пожарный свисток!..
Распа-я-юсь! Подлейте во-ды! Не мо-гу!
И-и-и! У-у-у!

1920 г.

Анализ стиха С. Черного «О чем поет самовар»

С. Черный написал стихотворение в эмиграции в 1920 году. Читая произведение, чувствуешь, что поэт, продолжающий писать по-русски, испытывает ностальгию, тоску и по детской аудитории, и по Родине. Ведь судьба сложилась таким образом, что талантливый поэт-гуманист, классик русской литературы, умер на чужбине бездетным.

Произведение точно передает прелесть уютной домашней атмосферы, предстоящего семейного чаепития, счастливого мирного вечера. Оно включает такие средства художественной выразительности:

  • анафору – «В животе горячо, в животе бурлит…», создающую акцент на горячих во всех смыслах глубинах самовара;
  • риторические восклицания – «Держите меня!», «Сейчас убегу!», «Кот!», придающие эмоциональность;
  • риторические вопросы – «Какое мне дело?», «Где мальчик Васенька?», «Кто дразнится… в углу?», «Что-с?»;
  • олицетворения – «дождик стучит», «из крана … слезы текут», «пар пищит, свистит» придают повествования яркую образность;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «дождик», «лужицы», «глазки», «кожица», «рожица»;
  • состоящие в основном из глаголов ряды однородных членов предложения – «маленький, серенький», «прибежит, сморщит, сделает, посмотрит, фыркнет», «испугался, убрался», «раскалились, шипят, звенят» – придают изложению живость и динамизм;
  • частотность звукоподражательных междометий – «И-и-и!», «У-у-у»!, «Бур-бур!», «Эх!», «Ах!», «Паф!», «Пуф!», «Буль-буль-буль…», «Пи!» – делает произведение забавным, увлекательным для детей;
  • аллитерацию – «сырость-слякоть», «спит-спит-спит», «скорей-поскорей» – повторение однородных согласных становится средством звукописи;
  • синонимы – «крошечные – маленькие», в том числе контекстуальные – «седенькие – старенькие»;
  • эпитеты – «медный свирепый живот» – представляет собственную характеристику, «белозубый рот» – отражает любовь к ребенку;
  • эллипсис – «каплей горячею (стукну) в нос» – способствует рифмовке;
  • сравнение – «пищит, как свисток».

Самовар предстает перед читателем настоящим домоправителем, распорядителем, который подобно Мойдодыру Чуковского, вовлечен в жизнь большой семьи. Он, разговаривая сам с собой и описывая свое состояние, хочет и услужить, и руководить действиями ее членов – взрослых и малышей, и это создает комический эффект. По мере остывания снижается градус напряжения, которым наполнено его эмоциональное повествование.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах