«Вечер» А. Апухтин
Окно отворено… Последний луч заката
Потух… Широкий путь лежит передо мной;
Вдали виднеются рассыпанные хаты;
Акации сплелись над спящею водой;
Всё стихло в глубине разросшегося сада…
Порой по небесам зарница пробежит;
Протяжный звук рогов скликает с поля стадо
И в чутком воздухе далеко дребезжит.
Яснее видит ум, свободней грудь трепещет,
И сердце, полное сомненья, гонит прочь…
О, скоро ли луна во тьме небес заблещет
И трепетно сойдет пленительная ночь!..
15 июля 1855 г.
Анализ стихотворения А. Н. Апухтина «Вечер»
Замечательно красивое стихотворение А. Н. Апухтина «Вечер» относится к жанру пейзажной лирики. Этот жанр и определяет тональность читательского восприятия: мы ясно ощущаем умиротворяющую красоту природы, которая является его основным образом.
Представить нарисованную картину помогает особый подбор художественных выразительных средств, это:
- умолчания – «Окно отворено…», «луч … потух…», «все … стихло…» , «сердце … гонит прочь…» – создают атмосферу предвкушения чуда, необыкновенных событий, как в зале театра, когда погаснет свет;
- синекдоха (подмена понятий по принципу «часть – целое») – «луч заката» – автор упоминает о солнце косвенно, так как на землю уже опускается ночь;
- инверсия – «виднеются хаты», «видит ум», «сойдет ночь» – создает акцент на подлежащих, выделяет ключевые слова;
- метафора – «глубина сада» – соотносит густой сад с толщей воды, придавая речи силу и образность;
- эпитеты – «рассыпанные хаты», «пленительная ночь» – дают яркие характеристики пейзажу;
- олицетворения – «спящая вода»; «акации сплелись»; «зарница пробежит»; «звук скликает, дребезжит»; «чуткий воздух»; «ум видит»; «грудь трепещет»; «полное сомненья сердце гонит», «луч потух» – очеловечивают явления природы и чувства самого автора, делают изложение зримым и доверительным;
- риторическое восклицание – «…скоро ли сойдет!» – отражает нетерпение героя;
- лексика высокого стиля – «тьма», «небеса» – придает речи патетические ноты.
Стихотворение пронизано величием и негой летней ночи. Внешний мир, наблюдаемый и фиксируемый лирическим героем, неразрывно связан с миром внутренним – его чувствами, которые предельно обострены, мыслями и впечатлениями. Символический подтекст произведения связан с необратимостью времени. Метафорический смысл названия – окончание не только дня как времени суток, но и открытость новому – «окно отворено», завершение определенного этапа жизненного пути человека. Видимый широкий путь обозначает возможную перспективу. Пробегающая время от времени зарница напоминает о том, что где-то гремит гроза, то есть о том, что мир многообразен и велик.
Нельзя не отметить, что пора опустившихся сумерек, полумрака неопределенна и словно таит в себе ожидание чего-либо, возможно, угрозу и поэтому тревожит лирического героя. Он с нетерпением ожидает наступления ночи, восхода луны, которая осветит все вокруг – внесет ясность.