Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Две бочки» И. Крылов

     Две Бочки ехали; одна с вином,
                    Другая
                    Пустая.
Вот первая – себе без шуму и шажком
                    Плетется,
               Другая вскачь несется;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
               И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмется,
          Ее заслышавши издалека.
          Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.
____________
Кто про свои дела кричит всем без умо́лку,
     В том, верно, мало толку,
Кто де́лов истинно, – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
     И думает свою он крепку думу
                    Без шуму.

Не позднее начала марта 1819 г.
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга шестая».

Анализ, мораль басни И. А. Крылова «Две бочки»

Басня «Две бочки» увидела свет в 1819 году. Написанная зрелым состоявшимся человеком, она отражает итоги авторских размышлений о человеческой природе, об истинных ценностях, о соотношении слова и дела, об истине и ее эрзаце, видимости. Живость слога и безукоризненность подачи материала, предельный лаконизм и узнаваемый крыловский стиль делают произведение настоящей литературной жемчужиной. Суть изложенного в басне, похожей на зарисовку, была понятна разным сословным и возрастным группам и двести лет назад, общедоступна она и в наши дни.

Простая с виду житейская ситуация, описанная в произведении, имеет глубокое философское содержание. Сущности, которым фантазия поэта придала вид обычных бочек, позволяют проиллюстрировать взаимосвязь житейских явлений в максимально доходчивой форме. Описание бытовой сценки подводит читателя к важным обобщениям.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • оценочную лексику – слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «шажок» отражает осторожность, умеренность передвижения Бочки с вином;
  • антонимы – «плетется – несется», «громок – тих», в том числе контекстуальные – «слово – дело» – подчеркивают контрасты жизненных явлений;
  • многосоюзие – «и стукотня, и гром, и пыль» – создает акцент на каждом члене ряда;
  • сравнение – «пыль столбом» – создает яркий знакомый образ;
  • контекстуальные синонимы – «великий, деловой», «стукотня, гром» – позволяют избежать повторов, ярко расцвечивают речь.

Поэт использует устаревшие падежные формы – «шуму», «страху», приметы времени – и краткие формы прилагательных – «громка», «велика», «делов» (краткая форма определения «деловой»), «тих», «громок», позволяющие выдержать стихотворный размер. Обилие местоимений – из девяноста слов текста их четырнадцать – придает тексту достоверность и делает восприятие простым даже для необразованного человека. Определение «великий» в приложении к человеку употребляется в значении «достойный, уважаемый», оборот «громок на делах» означает «славен своими делами». Для выделения ключевых слов – «пустая», «без шуму» – автор размещает их в отдельно взятых строках.

Условные бочки – это антиподы, противопоставление которых позволяет четко сформулировать мораль. Автор призывает всех нас держаться с достоинством, не говорить о добрых делах и здраво рассуждать, взвешивать каждое свое слово. В определенном смысле автор призывает нас к христианскому смирению и осуждает саморекламу, даже не подозревая о существовании этого слова. Басня имеет огромное воспитательное значение. В рамках миниатюрного произведения автор доказывает, что внутренне душевное наполнение человека, его духовное богатство, осмысленный, переработанный жизненный опыт (здесь уместна метафора, связанная с перебродившим виноградным суслом) являются тем основанием, на котором держится авторитет личности. Они придают человеку вес и основательность, его суждениям – весомость и мудрость.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБасни Крылова
Басни


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах