«В фантазии рождаются порою…» А. Блок
* * * В фантазии рождаются порою Немые сны. Они горят меж солнцем и Тобою В лучах весны. О, если б мне владеть их голосами! Они б могли И наяву восстать перед сынами Моей земли! Но звук один – они свое значенье Утратят вмиг. И зазвучит в земном воображенья Земной язык.
22 апреля 1900 г.
А. Блок «Собрание сочинений в девяти томах». Т. 1. «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание» (1898–1904). Сборник «За гранью прошлых дней» (1898–1903).
Анализ стихотворения Блока «В фантазии рождаются порою…»
Стихотворение написано столь плодотворной в судьбе молодого поэта весной 1900 года.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «рождаются сны», «звук один», «зазвучит язык», она позволяет придать особый смысл последнему слову фразы, выделить его;
- метафоры – «сыны земли», «зазвучит в воображеньи», «рождаются в фантазии», «горят в лучах весны» – украшают текст и дают возможность сократить его объем, не теряя смысла;
- междометие и риторические восклицания – «О, если б владеть…!», «Они могли предстать…!» – отражают силу чувств лирического героя;
- лексику высокого стиля – «предстать», «сыны», «утратят», придающую тексту торжественность;
- эпитеты – «земной язык», «немые (трудно толкуемые) сны» – емко и точно характеризующие явления;
- эллипсис – «… но звук один (послышится) – они … утратят…» – отражает лирическую взволнованность героя, придает речи выразительность;
- олицетворения – сны имеют голоса, «сны рождаются», «сны горят», позволяющие точнее донести посыл произведения;
- аллитерацию (повторение согласных) – «зазвучит в земном …земной…» – частотность звонких согласных создает необходимый звуковой акцент;
- лексический повтор – «…в земном воображеньи (толковании, интерпретации) земной язык» – обозначает принадлежность явлений;
- перифразы – «сны» – под этим словом автор подразумевает некие идеи, метафизические сообщения, «сыны земли» – обычные люди.
Примечательно, что автор помещает так называемые сны между солнцем и адресатом своей речи – то есть в такой точке, где их нельзя не заметить. Горение снов отсылает читателя к ветхозаветной пылающей купине, символу спасения целого народа, явленной избранному человеку. Упоминание о весне – отсылка к его неизбежному возрождению.
В рамках произведения поэт противопоставляет обыденное, земное, неземному, имеющему высшее назначение. Автор размышляет также о предназначении поэта, его исключительной роли в судьбах Родины. Лирический герой мечтает стать транслятором, толкователем высшей идеи, откровения, доступного не каждому.
Смысл стихотворения перекликается с тезисом Ф. И. Тютчева из стихотворения «Silentium!» «мысль изреченная есть ложь» – будучи переложенными на обычный язык, сны теряют свою уникальность, общечеловеческую ценность, значимость.